garden_vlad (garden_vlad) wrote,
garden_vlad
garden_vlad

Дневник обозревателя


Хотелось бы сказать несколько слов об одном интересном человеке и замечательном русском поэте - Николае  Алексеевиче Заболоцком, годы жизни 1903 - 1958. Кстати, умер поэт 14 октября, но как будто бы почти никто не откликнулся на эту памятную дату в блогосфере. А напрасно. В своём роде (или, точнее, в историко-общественном смысле), Заболоцкий представляет собой знаковую личность, знакомство с жизнью и творчеством которого может дать больше сведений и живого знания о духе и атмосфере прошедшей эпохи (самого жестокого советского периода с 1917 по 1953гг), чем иные обстоятельные исследования и документы.
Но сразу же следует оговориться, Заболоцкий как поэт конечно же не принадлежит к первоклассному или высшему кругу поэтов, созданных русской дворянской интеллектуальной элитой, однако во втором эшелоне этого круга он безусловно занимает своё особое почётное место, несмотря на сравнительно небольшой объём своего творческого наследия. (От себя замечу, что советский слой поэтов шестидесятников - всех этих евтушенок, вознесенских, рождественских и прочей шушеры -  я бы не поместил даже в 25 эшелон, хотя в книжных магазинах их по прежнему завал.)
Между прочим, сам Заболоцкий как то, без всякого лукавства, сказал, что мы все дети русской дворянской культуры, питающиеся её остатками. Очень характерным было социальное происхождение поэта. Он был сыном агронома управляющего опытно-показательной фермы в Казанской губернии, мать была дочерью бедного почтового служащего, но (!) с серебрянной медалью окончившей классическую гимназию. Иными словами, живой средой  юного Заболоцкого была провинциальная земская интеллигенция. Получил среднее образование он также в провинциальных школах (уржумское реальное училище). Читая его биографию, и не только его одного, нельзя не поразиться литературно-гуманитарной атмосфере, царившей в учебных заведениях дореволюционной России. Эта атмосфера по инерции ещё сохранялась и в первое десятилетие советского периода, но потом была жёстко ликвидирована и учебный процесс превратился просто в дрессировку научно-технических кадров для утилитарных нужд индустриализации.
 И в этом, многими незамечаемом важном обстоятельстве, скрывается одно трагическое последствие в советском и постсоветском (т.е. нами ныне переживаемом) периоде. Только национальная гуманитарная интеллигенция (стержнем которой обычно является наследственная аристократическая элита) способна формулировать национальные задачи, творческие идеи, культурные объединяющие мифы, чисто же техническая или в узком смысле чисто научная интеллигенция не способна быть национальным авангардом и обречена быть послушным приводным ремнём правящей верхушки (как бы она не называлась). Сталинско-большевистская  индустриализация наштамповала громадное количество хороших специалистов-технарей (по Севастьянову до 30% советско-русского населения). Но что тольку? В судьбоносные дни перестройки вся эта русская индустриальная интеллигенция легко была одурачена ничтожной кучкой русскоязычной гуманитарной прислуги партноменклатуры  (все эти афанасьевы, поповы, черниченки, станкевичи, не вылезавшие из митинговых трибун Москвы тех лет).  И даже по истечении уже 20 лет после падения соврежима мы продолжаем находиться в идеологической пустоте, заполненной лишь безжизненными идеологическими призраками и примитивными имитациями.
Однако вернёмся к Заболоцкому. Что является отличительной и довольно редкой чертой его поэтического творчества? Николай Заболоцкий по праву принадлежит к редкой разновидности поэтов-философов, пытающихся в своём творчестве раскрыть важные и исконно русские темы, и прежде всего:  как оправдать жестокость и несправедливость бытия, как примириться с бытием, как обрести утраченный смысл бытия? Я бы не сказал, что ему удаётся ответить на эти вопросы, но по крайней мере в рамках своей образованности он пытается их правильно поставить и осознать их трагическую остроту.
Как философ-поэт Заболоцкий стоит в одном ряду с такими гениями высшего эшелона как А.С.Хомяков и Ф.И.Тютчев. Разумеется, он не может и сравниться с уровнем философских знаний этих дворянских интелектуалов, его уровень ограничивается натурфилософскими идеями (как сказано в его биографии) Гёте, Гр. Сковороды, Тимирязева, Вернадского, Циолковского. Однако у народного философа Заболоцкого имеется свой жизненный опыт революции с её ницшеанской идеей заменить якобы  "умершего" Творца каким-то сверхчеловеческим преодолением неразрешимых притиворечий жизни. Следуя за духом эпохи он хочет найти в самой природе оправдания самой себя, но бытие без Бога оборачивается страшной и зловещей сатирой, может быть даже вопреки воле философствующего поэта. Эта трагическая сатира по сути дела изобличает и разоблачает новых мироустроителей, бесславно пытавшихся изменить природу мира и природу человека. Так что, арест Заболоцкого в 1938 году был по внутренней логике   не таким уж и случайным.
Не вдаваясь в дальнейшие изыскания творчества поэта (это всё-таки лучше получается у литературоведов), хотел бы в качестве гротескного противопоставления натурфилософского восприятия Природы привести два стихотворения, одно Заболоцкого, другое Ф.Тютчева. Было бы интересно узнать, который из двух восприятий природы (и бытия) ныне ближе и понятнее современному человеку:

Дрожащий свет из окон проливался
     И падал так, что каждый лепесток
     Среди туманных листьев выделялся
     Прозрачной чашечкой, открытой на восток
     И все чудесное и милое растенье
     Напоминало каждому из нас
     Природы совершенное творенье,
     Для совершенных вытканное глаз.
     Лодейников склонился над листами,
     И в этот миг привиделся ему
     Огромный червь, железными зубами
     Схвативший лист и прянувший во тьму,
     Так вот она, гармония природы,
     Так вот они, ночные голоса!
     Так вот о чем шумят во мраке воды,
     О чем, вдыхая, шепчутся леса!
     Лодейников прислушался. Над садом
     Шел смутный шорох тысячи смертей.
     Природа, обернувшаяся адом,
     Свои дела вершила без затей.
     Жук ел траву, жука клевала птица,
     Хорек пил мозг из птичьей головы,
     И страхом перекошенные лица
     Ночных существ смотрели из травы.
     Природы вековечная давильня
     Соединяла смерть и бытие
     В один клубок, но
мысль была бессильна
     Соединить два таинства ее.
http://www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=13179

И из Ф.Тютчева одно известное четверостишье:

Ф. И. Тютчев. «Не то, что мните вы, природа...»

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
      (и т.д. и т.д., одним словом, красота, благолепие и сплошная гармония)

Итак, по Заболоцкому - природа как торжество смерти, взаимопожирания и взаимоистребления, в которой красота и гармония всего лишь иллюзия и обман. Но что же тогда в ней бытийственного и прочного? - И зачем тогда вообще жизнь (чего она стоит?) отдельных природных особей с их бессмысленными потугами. "Воля к жизни" оборачивается волей к небытию. И какие-такие мудрые преобразователи   смогут своими земными  силами "разумно" благоустроить что-нибудь в этой "Природе, обернувшейся адом"?
Готов предположить, что предпочтение современника будет несомненно на мировосприятии народного философа Заболоцкого, чем на известных и гениальных стихах Тютчева. Иначе и быть не может после "кровавых рек" 20-го века.
Хотя и вполне возможно, что Тютчев просматривал в красоте природы отсвет ещё - в то время - живого Бога-Творца. Но в наше время даже обыденному сознанию это представляется чем-то сказочным и неправдоподобным.

Впрочем, после своего освобождения из страшных северных лагерей, в которых Заболоцкий совершенно чудом выжил, он подытоживает своё видение природы:

Я не ищу гармонии в природе.
Разумной соразмерности начал
Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
Я до сих пор, увы, не различал.

Как своенравен мир ее дремучий!
В ожесточенном пении ветров
Не слышит сердце правильных созвучий,
Душа не чует стройных голосов.

Но в тихий час осеннего заката,
Когда умолкнет ветер вдалеке.
Когда, сияньем немощным объята,
Слепая ночь опустится к реке,

Когда, устав от буйного движенья,
От бесполезно тяжкого труда,
В тревожном полусне изнеможенья
Затихнет потемневшая вода,

Когда огромный мир противоречий
Насытится бесплодною игрой,-
Как бы прообраз боли человечьей
Из бездны вод встает передо мной.

И в этот час печальная природа
Лежит вокруг, вздыхая тяжело,
И не мила ей дикая свобода,
Где от добра неотделимо зло.

И снится ей блестящий вал турбины,
И мерный звук разумного труда,
И пенье труб, и зарево плотины,
И налитые током провода.

Так, засыпая на своей кровати,
Безумная, но любящая мать
Таит в себе высокий мир дитяти,
Чтоб вместе с сыном солнце увидать.

1947
Надо отметить, что последние две строфы выглядят совершенно комично, как некое прощание с иллюзиями 20-го века. Ну, что может сниться неисправимому природе-людоеду? - Кроме новых жертв, больше ничего.

Однако нашему современнику Н.Заболоцкий может быть интересен не только своим творчеством, но и как человек, мужественно вынесший на себе суровые испытания, характерные для своей эпохи.
В 1938г. органы задумали необычайно хитроумное дело, в центре которого должен был находиться такой советский поэт и руководитель Союза писателей как Н.С.Тихонов. Но очередной чекистский рОман (ударение на первом слоге) по каким-то причинам довести до конца не удалось. Однако был арестован целый круг литераторов, из которых стали выбивать показания, некоторые сломались и были расстреляны, другие осуждены. Арестованный Н.Заболоцкий оказался единственным, которого сломать не удалось, несмотря на то, что он был подвергнут конвейерному четырёхсуточному допросу с пытками, что, кстати, и спасло ему жизнь. В конце концов следователи потеряли к нему интерес, но тем не менее он получил срок и был отправлен в северные лагеря, в которых чудом выжил (но это уже лучше читать в его биографии).
Вообще, сам по себе, Н.Заболоцкий был человеком сдержанным, сосредоточенным и осторожным, однако в годы оттепели написал прекрасное стихитворение, которое говорит о трагедии народа намного красноречивее иных многотомных и политизированных трудов:

 

Где-то в поле возле Магадана,
Посреди опасностей и бед,
В испареньях мерзлого тумана
Шли они за розвальнями вслед.
От солдат, от их луженых глоток,
От бандитов шайки воровской
Здесь спасали только околодок
Да наряды в город за мукой.
Вот они и шли в своих бушлатах -
Два несчастных русских старика,
Вспоминая о родимых хатах
И томясь о них издалека.
Вся душа у них перегорела
Вдалеке от близких и родных,
И усталость, сгорбившая тело,
В эту ночь снедала души их,
Жизнь над ними в образах природы
Чередою двигалась своей.
Только звезды, символы свободы,
Не смотрели больше на людей.
Дивная мистерия вселенной
Шла в театре северных светил,
Но огонь ее проникновенный
До людей уже не доходил.
Вкруг людей посвистывала вьюга,
Заметая мерзлые пеньки.
И на них, не глядя друг на друга,
Замерзая, сели старики.
Стали кони, кончилась работа,
Смертные доделались дела...
Обняла их сладкая дремота,
В дальний край, рыдая, повела.
Не нагонит больше их охрана,
Не настигнет лагерный конвой,
Лишь одни созвездья Магадана
Засверкают, став над головой.
(Николай Заболоцкий)





Москва Эксмо 2008г
Жизнеописание поэта очень неплохо изложено в этой книге сыном поэта Никитой Заболоцким.







 


Subscribe

  • Дневник обозревателя

    Здравые мысли. Осторожно, "православный" сталинизм и "православный" социализм. https://t.me/tsarkrest/2941 Многие православные давно приметили,…

  • Дневник обозревателя

    Когда Хам пришёл к власти в 17г. и бесовские силы устроили свой шабаш в стране, поменялась не только структура общества и народного хозяйства,…

  • Дневник обозревателя

    Памяти Николая Гумилёва. Это стихотворение можно было бы назвать так: о смысле жизни и один из вариантов ответа. Николай Гумилев Выбор…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments