garden_vlad (garden_vlad) wrote,
garden_vlad
garden_vlad

Дневник обозревателя


Сегодня, 9 сентября, можно вспомнить великого европейского мыслителя Науст Стюард Чемберлена. Годы жизни: 9 сентября 1855г - 9 января 1927г. Достаточно объективная статья об этом замечательном мыслителе имеется на Хроносе - http://www.hrono.ru/biograf/bio_ch/chember_hiu.php
В русле идей конца 19 века Х.С.Чемберлен был фактически таким же поздним и разочаровавшимся романтиком как и другой великий немец Ф.Ницше. Некоторые недоброжелатели обвиняют этого мыслителя в расизме и антисемитизме, но эти обвинения по меньшей мере сильно преувеличены, читали ли они критикуемого автора? Что же касается антисемитизма, то в этой области наш Михаил Бакунин может быть со значительно большим основанием причислен к "предшественникам Гитлера".
Несмотря на все важные и принципиальные различия между русскими идейными поисками и поздними немецкими романтиками,  у них имеется много общего. Например, главным внутренним мотивом славянофилов (Хомяков и другие) был поиск цельности, всеобъемлющего единства, соборности. Но это же стремление было характерно не только для европейских романтиков, но и для либеральных мыслителей классического буржуазного периода 18 и начала 19 века. Идеалом западного буржуазного гуманизма был, как известно, идеал "Царства Разума". Правда, уже к середине 19 века стала ясно, что вместо этого царства грядёт нечто иное, то ли царство Хама ("восстание масс"), то ли царство разнузданной плутократии ("жидовского капитала" - этот термин очень любил Бакунин). Новое явно разочаровывало, оно подрывало не только гуманнистические идеалы, но и сами основы западной христианской цивилизации.
Невольно возникал классический русский вопрос: А кто виноват?
Естественно, у русских и немцев ответы были разными, но удивительным образом многие поднятые темы вокруг этих ответов оказались очень близкими и общими. В частности, арийская тематика. Первым оригинальным идеологическим открывателем её был А.С.Хомяков, который был, кстати, и первым санскритологом в России.  На его русско-санскритский словарь, например, имеются частые ссылки в "Полном церковно-славянском словаре" под ред. Г.Дьяченко.
Общими у Хомякова и Чемберлена был и поиск арийского Христа, но с существенным отличием. Православный Хомяков искал идейно-религиозную предпосылку христианства в Иранском начале, которое он усматривал в реформированной религиозной традиции зап. Ирана. Об Авесте он отзывается с исключительным одобрением. В 6-ом томе ПСС Хомяков посвещает несколько страниц лингвистическим изысканиям арийских корней в древнееврейском языке, твёрдо считая, что "отец всех верующих" Авраам был арийским кочевником и религиозным просветителем из Зап. Ирана. Древние единобожники евреи были (по крайней мере) по духу, с точки зрения идеологемы Хомякова,  самыми настоящими "истинными арийцами", посланными Богом в самый зловредный заповедник язычества для утверждения истинной Веры и подготовки к Пришествию Христа... Такова была  схема Хомякова, с ней можно соглашаться или не соглашаться, но она довольно оригинально и по православному  соединяла Старый Завет с Новым. После Пришествия Христа, по Хомякову, никаких истинных евреев-арийцев уже просто быть не могло. Остались одни самозванцы, поэтому он и заключает свой приговор известным выражением: "после Христа иудей - сущая нелепость".
Идеологема протестанта Чемберлена совершенно иная. Почти полностью отрицая Ветхий Завет (за некоторыми исключениями) как зловредную выдумку и мистический Промысел в мировой истории (вслед за своими любимыми просветителями-гуманистами Вольтером, Гердером, Гёте и др.), он подобно Маркиону, признаёт только одну личность Христа. Сознавая Её сверхчеловеческое величие, он неуклюже пытается объяснить это какими-то материалистическими или "вещественными" (т.е. расовыми) причинами, тем самым невольно следуя за богоборческой талмудической традицией. Кстати,о личности Христа очень высоко отзывался и наш богоборец Бакунин. Но как бы не оценивать эту нелепую идеологему, следует признать, что она весьма далеко от окультных идей немецкого фашизма, так что делать Чемберлена "предшественником Гитлера" является полным абсурдом.
Следует отметить и такую характерную особенность Чемберлена. Будучи горячим поклонником западной цивилизации, он не был, как и Ницше, русоненавистником или славяноненавистником, что нашло отражение в его работах. Смотрите его работу "Славяногерманцы" - http://www.hrono.ru/statii/2005/chenber_slavyno.html
Это тоже, кстати,  опровергает демагогию о идейной близости Чемберлена к славяноненавистническим идеям Гитлера.
Subscribe

  • Дневник обозревателя

    Что нужно знать и помнить о российских и крымско-татарских отношениях. 19 апреля 1783г. подписан Манифест о присоединении Крыма к Российской…

  • Дневник обозревателя

    В связи с дипломатическим скандалом немного интересных сведений о Чехии. https://t.me/Andrafanaslive/2833 События в Чехии в очередной раз…

  • Дневник обозревателя

    Похоже на то, что канал "Историк античности" сейчас является самым интересным авторитетом в области изысканий наших "корней и истоков". Для всех…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments