В старой макулатуре случайно нашлась чудом сохранившаяся агитка времён позднего Сталина за 1952г. с немалым тиражом в 100 тыс. экз., посвящённая яростному обличению многочисленных врагов, как внешних, так и внутренних. Нещадно изобличаются враги всех уровней, разные труманы, даллесы, локкарты, а также бухарины-троцкие совместно с новыми югославскими предателями, карделями, джилосами, райками - и конечно же самым важным извергом данного политического момента И.Тито (в это времы был разгар конфликта Сталина с титовским руководством). Будет познавательно отметить, что подобные брошюры показательной ненависти в своей совокупности (эта была лишь одной из тысяч других) издавались тогда миллионными тиражами! Между прочим, эта книжная агитация в ту эпоху плотно сочеталась с наглядной улично-плакатной агитацией. Из далёкого детства смутно запомнилась круглая в малоэтажных купеческих постройках Серпуховская пл. (ныне Добрынинская), которая была вся сплошь обклеена разными обличительными плакатами с изображением омерзительных гадов и змей, которых безжалостно попирала карающая длань доблестных и бдительных Органов.
Да что и говорить, времечко ещё было то, хотя и на исходе... Невольно вспоминается Высотский в качестве эпиграфа: "Когда срока огромные брели в этапы длинные". Честно говоря, было бы неплохо в качестве воспитательной меры поместить на время некоторых наших оппереточных интернет-"сталинистов" в ту славную эпоху дабы прочувствовали на своей шкуре её созидательное величие:
Было время и были подвалы,
Было дело и цены снижали.
И текли, куда надо, каналы
И в конце, куда надо, впадали.
Почти уверен, что уже через самое короткое время они жалостно заверещали бы не своим голосом : "Мама, роди меня обратно!" Но конечно же, даже если бы и появилась такая фантастическая возможность, не стоило бы её осуществлять, так как это было бы слишком жестоко. К тому же следует заметить, что современные "сталинисты" в своей большей части вовсе и не являются никакими сталинистами, но по недомыслию для выражения своего неприятия (впрочем, вполне обоснованного) существующего "либерального" (или ещё похлеще - "капиталистического") режима, неудачно, но весьма показательно, использующими давно "раскрученный" и хватающий за живое политический бренд. Наши доморощенные "сталинисты" (кстати, как и нац-"большевики") являются на деле не сторонниками некоего настоящего сталинизма (у него просто в принципе не может быть сторонников, ибо их всех уже давно расстреляли, или сами вымерли), но его отдалёнными морально-политическими жертвами.
Это легко станет понятным, если хотя бы кратко остановиться на очень характерной особенности любого классического тоталитаризма - и особенно ленинизма-сталинизма (ибо в данном случае никакого различия между одним классиком тоталитаризма и другим не имеется).
Главнейшим стержнем и непременным условием тоталитаризма является наличие во всех слоях общества гипертрофированного страха перед всемогущим и всепроникающим государством. Именно при наличии такого Страха и в тесном союзе с какой-то квазирелигиозной доктриной тоталитарный Левиофан способен осуществлять свои революционные (как во Французской революции), или иные мобилизационные (как у нас), цели и задачи. Но чтобы идеологически оправдать постоянно возобновляемую практику террора, - без которого невозможно поддерживать в обществе атмосферу всеобщего страха (совместно со всеобщим энтузиазмом), - необходимо непрерывно создавать, лелеять и обновлять так называемый ОБРАЗ ВРАГА.
У этого мифологизированного образа не должно быть никакого ясного и вразумительного содержания, более того, не должно иметься даже какого-то внятного смысла, но должен превалировать один голый эмоциональный настрой на хорошем собычьем уровне - это ВРАГ, "ату его"! Издавно, как в дрессировочной школе цепных и злобных собак, так и в древнейшей общественно-идеологической (кстати, и религиозной) практике эту дрессировочную фукцию выполняли различные политические, идеологические и религиозные бренды (ярлыки, этикетки, штампы, лейблы, прозвища и прочие чисто формальные знаки), которые по своему реальному значению абсолютно равнозначны дрессировочной собачьей команде - ату его.
Таким образом, дух тоталитаризма сполна обнаруживается не в каких-то содержательных идеях или доктринах (пусть даже и ошибочных!), но в характерной практике злобного клеймения своих потенциальных противников и оппонентов обидными и эмоционально-значимыми брендами и ярлыками. Заклеймить, опорочить и пометить противника отрицательной меткой, а не пытаться понять и критически проанализировать чужое и, может быть, ошибочное мнение или доктрину. Исходя из этого определения духа тоталитаризма, можно легко выявить истинных подражателей и последователей как сталинской практики, так и её теории.
Следует только задаться следующим вопросом, чтобы затем получить исчерпывающий ответ: кто и какие политические силы больше всего на свете любят употреблять в своей политико-идеологической практике ныне наиболее употребительные клеймения и бренды? - Такие, например, как: "экстремисты", "фашисты", "нацисты", "террористы", "красно-коричневые", "расисты", "православные клерикалы", и т.д. и т.д.
Однако, отвечать на этот риторический вопрос об истинных и последовательных сталинистах и фашистах (не на словах, а на деле) не имеет никакого смысла, ибо сама наша животрепещущая повседневность отвечает на него более чем исчерпывающе.
Если, конечно, смотреть на вещи не по фарисейски, т.е. не по наклеенной этикетке, но в "духе и истине" по апостолу Павлу, - "Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности...; но тот Иудей, кто внутренно таков..., по духу, а не по букве" (К Рим.,2, 28-29).