"Торжественное открытие состоялось 25 марта (6 апреля) 1899 года. Регулярное движение трамвая от Бутырской заставы до Петровского парка открылось на следующий день 26 марта (7 апреля)".
https://t.me/czartv/754
Царский календарь: 6 апреля. В Москве начал работать электрический трамвай
XIX столетие необычайно сильно изменило образ жизни цивилизованного человечества. В Европе и США стремительными темпами происходила промышленная революция. Строились заводы, росли города. Быстрые темпы урбанизации требовали совершенно нового подхода к организации городской жизни. Если раньше даже самые большие города все еще сохраняли доступность для пешеходов, то теперь требовалось наладить удобное и доступное сообщение между отдаленными районами. Наемные экипажи не годились для этого — они были слишком дороги для того, чтобы стать массовым повседневным видом транспорта.
Первым решением стала «конка» — рельсовая дорога на конной тяге, позволяющая прокладывать маршруты, по которым курсировали вагоны, наполненные пассажирами, или полезным грузом. Начиная с середины XIX века, все крупнейшие города развитых стран мира начали обзаводиться пассажирскими грузовыми конками. Не отставала и Россия: в Санкт-Петербурге первая линия начала работу в 1860 году, в Москве в 1872 году, затем быстро последовали другие крупные города. Но конная тяга была не самым удобным и быстрым способом передвижения — средняя скорость вагонов на линии составляла всего 8 км/ч. Поэтому, как только были изобретены достаточно эффективные электромоторы, вагоны начали переводить на электричество. Так, в 80-е годы XIX века появился современный, привычный всем нам трамвай.
Русский трамвай довольно быстро доказал, что является самым удобным городским транспортом. Он был быстр, мог перевозить множество пассажиров, не загрязнял воздух дымом и был достаточно дешев. Поэтому во многих русских городах, рассматривавших возможность строительство линий конки, началась быстрая замена проектов на модный трамвай. Первым в 1892 году стал Киев. Москва последовала примеру провинции лишь в 1899 году. Причина проста — в городе уже была построена большая сеть конки, и ее владельцы вели настоящую войну с проектами модернизации городского транспорта.
Победить частных предпринимателей удалось рыночными способами. Уже после того, как начала работать первая линия трамвая, городское самоуправление убедилось в полезности начинания и просто выкупила конку у ее хозяев. Но задолго до этого, в 1895 году Первое Общество конно-железных дорог обратилось в московскую управу с предложением пустить первую линию трамвая. Разрешение на эксперимент было получено, и в 1898 году началось переоборудование линии от Страстной площади до Бутырской заставы и в дополнение — две загородные линии: от Тверской заставы до Петровского дворца и от Бутырской заставы до Петровского парка.
Общество построило Бутырскую подстанцию, которая должна была обеспечить трамвай электроэнергией, трамвайны парк для содержания и обслуживания вагонов, которые для начала было решено приобрести в Германии. Вагоны имели длину 8,4 метра и ширину 2,45 метров, две площадки для посадки пассажиров. Внутри вагона находились две скамьи с 20 сидячими местами. Скорость трамвая была не чета конке — 27 км/ч. Уже в феврале 1899 года строительные и организационные работы были завершены. Русские газеты тогда писали: «4 февраля, около двух часов пополудни, были произведены первые опыты электрической тяги вагонов. Опыты производились администрацией Общества конно-железных дорог и особой специальной комиссией, назначенной московским обер-полицмейстером. Опыты дали удовлетворительные результаты. Небольшой вагон, в котором поместились члены комиссии и администрация Общества, двигался вперед и взад с различной скоростью, доходившей до 25-ти верст в час. Пробы быстрых остановок на полном ходу вагона удались вполне. Электрической энергии, передаваемой с помощью воздушных проводов, оказалось более нежели достаточно».
6 апреля состоялось торжественное открытие московского трамвая. На первой линии вагоны курсировали с интервалом в 14 минут с 8 часов утра до 8 часов вечера. Билет по всей линии стоил 6 копеек.