"Константи́н Никола́евич Лео́нтьев ( 13 [25] января 1831, Кудиново, Калужская губерния — 12 [24] ноября 1891, Троице-Сергиева лавра".
Прекрасная и содержательная статья Е. Фёдорова в Русской стратегии:
«Всё либеральное - бесцветно, общеразрушительно, бессодержательно». К 190-летию одинокого мыслителя - http://rys-strategia.ru/news/2021-01-25-11218
Чем интересен этот великий русский мыслитель, иногда именуемый "православным ницшеанцем"? -
В первую очередь своим нестандартным, парадоксальным и подчас провокационно-сократовским методом своих мыслей и формулировок. Трудно согласиться со многими его выводами, настолько порой они бывают суровыми и нетолерантными, но его провокационно-сократический метод безусловно побуждает к самым серьёзным раздумьям над многими, казавшимися ранее, такими бесспорными и банальными истинами.
Его многие формулировки и парадоксы заставляют думать и глубоко пересматривать плоские выводы и сентенции нашего общепринятого (обыденного) "эвклидова ума".
Взять, например, взгляд Леонтьева на глубинную суть христианства, которую подчас легкомысленно и либеральненько сводят к утешительной проповеди "любви". За этой внешней стороной ("розового") христианства Леонтьев видел и другую, суровую и трагическую его сторону ("страх и трепет" перед трагедией жизни).
Многие его проницательные наблюдения над бытовой стороной как русского народа, так и других народов поражают своей проницательностью, хотя нам, русским, его некоторые откровения читать не всегда приятно (например, его суждение о русской семье как одной из самой слабой и непрочной среди других окружающих народов. По его мнению русские один из самых не патриархальных народов, что свидетельствует (с чем был согласен и А.С. Хомяков) о значительном влиянии на русский генезис сармато-аланского (иранского) влияния.
"Кто хочет укрепить нашу семью, тот должен дорожить всем, что касается Церкви нашей!"
"Дай Бог, чтобы я был не прав, утверждая, что семейное начало у нас слабо! Я буду очень рад, если какая-нибудь точная статистика докажет мне, что я ошибся, что я слишком пессимист в отношении нашего фамилизма. Но пока мне этого не докажут, я буду стоять на своем и находить, что не только у германских народов и у тех представителей романских, у которых было больше случайного германизма, но и у малороссов, у греков, югославян, у турок даже, семейное начало глубже и крепче нашего."
В сущности, как и у Ницше произведения замечательного стилиста К. Леонтьева очень легко разобрать на цитаты.
Однако в заключении поста приведу еще одну заключительную цитату, всю же статью Е. Фёдорова следует читать по ссылке.
За 35 лет до русской катастрофы Леонтьев предсказывал, что революцию произведёт именно либерализм, а социализм последует за ним, как узда для всеобщего разброда. С не меньшей прозорливостью писал Константин Николаевич о будущем Европы, точно диагностируя главную беду её – обезличенность жизни при всех разговорах о личности, свободе, демократии, прогрессе, нарастающую унификацию. «Бесцветная вода всемирного сознания», - в этом видел русский философ грядущую погибель. «Практику политического гражданского смешения Европа пережила, – писал он, – скоро, может быть увидим, как она перенесет попытки экономического, умственного (воспитательного) и полового, окончательного упростительного смешения!... Она стремится посредством этого смешения к идеалу однообразной простоты и, не дойдя до него еще далеко, должна будет пасть и уступить место другим!»