ТК https://t.me/sublimeporte/1548
Губернатор Нью-Йорка Куомо в речи на своей последней пресс-конференции поднялся на подлинно экзистенциальную высоту. Журналист спросил губера:
- Протестующие на улицах Нью-Йорка требуют открыть экономику и снять локдаун. У них заканчиваются сбережения и они хотят снова выйти на работу, чтобы кормить свои семьи. Они говорят, что лекарство от болезни оказалось хуже самой болезни. Что вы им на это скажете?
- Эта болезнь влечет за собой потенциальную смерть. А что может быть хуже смерти? Как может лекарство быть хуже болезни, если болезнь - это смерть? - ответил Куомо.
Прав Куомо или неправ? В господствующей ныне системе ценностей прав абсолютно. Но является ли эта система единственно возможной? Древние считали, что хуже смерти может быть множество вещей, например, рабство или несвобода. Более того, статус свободного человека почти во всех когда-либо существовавших обществах подразумевал определенную долю риска - как плату за свободу.
В еще большей степени это касалось классов господствующих, или претендующих на это. Вспоминается история времен Фолклендской войны, когда британский королевский дом позаботился о том, чтобы сына Елизаветы II принца Эндрю, будущего герцога Йоркского, отправили на бой с аргентинцами в первой волне вертолетов. Риск - метафизический фундамент и свободы, и статуса.
Может ли человек, принципиально неготовый рисковать своей жизнью и готовый поступиться своими правами при первых признаках опасности, быть свободным? Мне кажется, древние дали бы на это отрицательный ответ. Если ты принципиально не готов умереть стоя, тебе придется жить на коленях.
https://www.youtube.com/watch?v=2X1Tgmsv9Ao