https://t.me/chernaya100kitchen/1314
О последствиях
Тюрьма и страх никогда не делает человека лучше. Советский человек не просто так гнида и сволочь. Каждая мысль «а до какого магазина мне разрешено дойти?», каждое унизительное показывание QR-кода с временем и местом дозволенного пребывания (местами их уже ввели), каждое злое слово в сторону «шашлычников», каждый подозрительный и недобрый взгляд на кашляющего случайного прохожего, каждый сантиметр ваших свобод, на который вы пускаете государственный сапог, да и просто сама жизнь в условиях тоталитаризма – делает вас хуже.
Многие уже на полном серьёзе говорят, «а зачем мне выходить из дома, еду привезут, срочно и по запросу выпустят», как когда-то говорили про приватность: «пусть читают и следят, я же не делаю ничего плохого», и не видят в этом никакой проблемы. Наоборот – думают, что это рациональность.
От внешних несвобод неизбежно теряется внутренняя свобода, а она – главная составляющая личности. Только исключительные люди от таких испытаний станут свободнее и лучше, остальные подвергнутся жёсткой деформации, которую, скорее всего, даже не смогут осознать. Балом правит животный страх: и без того уже дёрганное и излишне чувствительное человечество станет хуже, злее, податливее, невротичнее, и всё это куда страшнее прямых последствий пандемии и экономического кризиса.
Наверное, это первый в истории массовый психоз планетарного масштаба. «Только бы не заболеть, только бы не заболеть» – люди готовы сметать всё на своём пути, разрушить весь мир, отказаться от всех благ и свобод, лишь бы не стать жертвой загадочной опасности.
И не надо меня лечить про ответственность перед старшими, «это чтобы не заразить» – я всё понимаю, сам не еду к родным на всякий случай, но этот вирус разбудил во всех нас что-то древнее и плоское, и это вряд ли способствует сознательности.
Я очень хотел бы поверить, что все эти люди в острой стадии невроза, трясущимися руками обливающиеся санитайзером, боящиеся почесать лоб, поздороваться с другом и вообще жить «по стеночке, по стеночке», – движимы любовью к ближнему, но коронавирус – идеальный трикстер, беспощадно вскрывающий в нас самое тупое, нелепое и пещерное, и прямо сейчас он радостно крутит своими пепломерами и гогочет. Он уже победил.
Вот о чём я думаю, сидя на берегу Селигера, куда я самоизолировался от домашнего ареста и тоталитаризма. Не сдавайтесь.