garden_vlad (garden_vlad) wrote,
garden_vlad
garden_vlad

Categories:

Дневник обозревателя

Немного инсайдовсой инфы из телеги, из тк дневник аспиранта.


https://t.me/esistzeit/41

Мой лучший друг и (так вышло) специалист по налогообложению @realist_AK не может молчать о новом премьере из Налоговой службы, а своего канала у человека пока нет. Думаю, стоит поделиться его речью.

"Маниакальное стремление этого чувака сделать из всего на свете автоматизированную систему контроля меня очень настораживает.

Из крупных проектов, реализованных при Мишустине:

1. Автоматическая система контроля НДС (версия 1 и 2). Сначала была простая сверка книги продаж одной компании с книгой покупок другой; сейчас система сверяет всю цепочку от момента ввоза в страну на таможне до реализации конечному покупателю, и если хоть где-то цепочка разорвется, всем компаниям придут требования о запросе информации. Фактически, это исключает схемы по уклонению от уплаты НДС путем завышения покупок, но объем требований по НДС выходит за рамки приличия.

2. Онлайн кассы. Все чеки, выдаваемые кассовыми аппаратами, в режиме онлайн передаются в ФНС. в перспективе будут сверки с книгой продаж НДС через систему АСК НДС 3. Кассы должны быть подключены к интернету и не отключаться от него надолго, за обслуживание касс приходится платить частному оператору фискальных данных, передающему сведения в ФНС за деньги. При продаже через интернет необходимо направлять чек на почту или мобильный телефон, это тоже стоит денег.

3. Система ЕГАИС/обязательная маркировка. Каждому товару присваивается номер, наносимы на товар или упаковку, который необходимо указывать во всех документах (чеках, накладных, таможенных декларациях и т.д.) и сообщать в систему обо всем, что с ним происходит. Все это, естественно, происходит в режиме онлайн, обслуживание стоит денег, платит за это естественно бизнес. Уже работает с алкоголем и шубами, с 1-го марта распространяется на обувь (привет адидасу), с 1-го июля на лекарства, потом еще на кучу всего, включая одежду.

4. Наконец, из недавних предложений - система прослеживаемости, предполагающая указание во всех документах номера партии, и отчетность по всем товарам из партии о каждом движении и об остатках. Применяться должна к фактически всем товарам, кроме подлежащих маркировке; отличие от последней заключается в том, что номер присваивается партии, а не конкретной единице товара, и наносить уникальный код на сам товар не нужно. За неподачу/искажение отчетности, а также неуказание номера партии в документах предполагалось вводить космические штрафы - до 10% от его стоимости. Все это, как водится, интегрируется с книгой покупок и продаж для анализа в АСК НДС; заодно предполагалось дополнить книги сведениями о кодах маркировки, чтобы отслеживать в одной системе все на свете. Предложение застряло в Госдуме на этапе рассмотрения в первом чтении, и есть слабая надежда, что оно останется там навсегда."

Короче, плоти нологи

Необходимые дополнения.

"К предыдущему посту. Тут спрашивают, а чем все это плохо. Поясняю.

В первую очередь это затраты бизнеса на администрирование, рост которых Мишустина совершенно не интересовал:
- Кассы и аппараты ЕГАИС, их обслуживание (особенно болезненно для малого бизнеса), доработка IT систем в рознице и интернет торговле;
- выпуск кодов маркировки (пока - 50 коп за каждый из миллионов ввозимых/производимых товаров, потом, возможно, больше), доработка всех IT систем (начиная от размещения заказа и производства и заканчичая магазинами, через огромную цепочку складских и учетных систем), набор дополнительного персонала для нанесения маркировки, изменение всех процессов, чтобы коды маркировки не терялись, чтобы немаркированный товар не попал на полки, чтобы все документы содержали правильные коды товаров, реально продаваемые/покупаемые/ лежащие на полках и тд;
- Содержание огромной армии бухгалтеров, занимающихся проверкой документов и разбором требований по НДС - любое несоответствие книг продаж и покупок (не обязательно сумма - любое техническое поле из документа) - приводит к "разрывам", провоцирующим автоматический запрос; такие запросы могут содержать десятки тысяч строк с несоответвиями, которые нужно анализировать вручную или разрабатывать/закупать IT-систему, которую нужно дорабатывать по нескольку раз в год ввиду постоянно меняющегося законодательства и совершенствования АСК НДС. После анализа, нужно ответить и (если есть ошибка) подать уточненную декларацию; затем АСК НДС проверяет все уточненные декларации снова и снова высылает запрос, что делает этот процесс практически бесконечным. Не говоря уже о том, что какой-нибудь поставщик может попросту не заплатить НДС и попытаться исчезнуть, а компания-покупатель потеряет право на вычет и попадет на доначисления, так как не проявила "должную осмотрительность", выбирая поставщика. В крупных компаниях вспомогательный персонал, отвечающий за бухгалтерский учет, налоги, закупки (проверка "добросовестности" поставщика) и IT поддержку этих функций без АСК НДС мог бы быть меньше как минимум на четверть; дополнительные затраты на вспомогательный персонал в случае принятия закона о "прослеживаемости" только предстоит оценить.
- нарушение всего этого приводит к большим штрафам, а иногда - приостановке бизнеса и уголовным делам.

Стоит ли говорить, что все это естественно включается в стоимость товара для конечного потребителя.

Во-вторых, эти меры вместе с нескончаемым изменением законодательства (более 100 поправок в НК за 3 года) крайне негативно отражаются на инвестклимате. Западные компании приходят в ужас от постоянных изменений legal requirements и называют это в числе главных причин ухода с российского рынка; российские компании за изменениями часто просто не успевают и попадают на санкции. Малый и средний бизнес зачастую предпочитает уйти в тень, лишь бы не впутываться в это: быть "серым" почти невозможно и грозит иногда бОльшими издержками, чем оставаться полностью в тени и работать за наличные; самый страшный момент наступает, когда бизнес "вырастает" за применение упрощенного режима и он впервые сталкивается с НДС (отсюда вал дел по "дроблению бизнеса").

Но настораживает меня не это (все это уже есть, и вряд ли изменится к лучшему, а к изменениям к худшему я давно привык). Меня беспокоит перспектива переноса данного подхода в другие сферы жизни после того, как Мишустин становится премьером. Например, в экономическую политику. Или в регулирование интернета. Это сейчас может показаться, что оно все и так зарегулировано до невозможности; опыт работы в налогах научил меня, что пределов изобретательности государства в попытках все контролировать не существует."

Пока сворачиваю дискуссию. Дней через 100 обсудим новое правительство, все эти Госсоветы/Совбезы и т.д.

Tags: информация для размышления
Subscribe

  • Дневник обозревателя

    Когда Хам пришёл к власти в 17г. и бесовские силы устроили свой шабаш в стране, поменялась не только структура общества и народного хозяйства,…

  • Дневник обозревателя

    Памяти Николая Гумилёва. Это стихотворение можно было бы назвать так: о смысле жизни и один из вариантов ответа. Николай Гумилев Выбор…

  • Общество будущего

    Давно уже у нас ведутся разговоры о том, каким должно было бы быть наше "общество будущего". С самых разных сторон (с правой, левой, центристской и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment