Речения Холмогорова:
Как эхо гражданской могло сыграть свою роль в Чернобыле. Легасов в своих пленках говорит о том, что главной причиной такого масштаба аварии стало то, что в СССР строили реакторы без защитных колпаков. Строили их потому, что академик Александров поборолся-поборолся за колпаки, но когда надавили по партхозактивным соображениям - в какой-то момент сдался.
А сдался Александров потому, что боялся идти на обострение. А боялся идти на обострение - потому что значительную часть жизни прожил в страхе. Будущий конструктор реакторов два года отвоевал в деникинской и врангелевской армиях и чудом избежал крымской резни осени 1920. Кто бы хотел, чтобы ему такое припомнили. Не будь атмосферы страха, быть может он бы боролся за колпаки жестче и упорней.
Но вообще тот факт, что советские реакторы создавал врангелевский пулеметчик тонко намекает на то, сколько еще таких пулеметчиков пали в степях, Херсонщины, были убиты в Крыму, маялись в Галлиполи и на Лемносе...
***
Академик Анатолий Александров являлся одной из ключевых фигур советской ядерной программы. Он трижды удостоен звания Героя Социалистического Труда, награжден девятью (!) орденами Ленина, стал лауреатом нескольких Сталинских, Ленинской и Государственной премий. В 1975 году его избрали президентом Академии наук СССР. У этого выдающегося человека была тайна, которую он долгое время не рассказывал даже самым близким людям. Ведь если бы о ней стало известно властям, судьба Александрова, вероятно, сложилась бы печально.
— В годы Гражданской войны отец служил у белых — был в армии барона Врангеля, — говорит заведующий отделом Института молекулярной генетики РАН доктор биологических наук Александр Александров. — В связи с этим расскажу такой случай. Вскоре после аварии на Чернобыльской АЭС к нам в гости пришел руководитель советской атомной промышленности Ефим Славский. Перед этим они с отцом были в Чернобыле и делились за столом впечатлениями. В частности, рассказали, что когда ехали на машине по какой-то местности, Славский вспомнил: «В Гражданскую я был красноармейцем, мы здесь наступали». На что отец ответил: «А я тогда сидел с пулеметом вот на той водокачке». Во времена горбачевской перестройки уже можно было говорить о таких вещах.
— Как он оказался в Белой гвардии?
— С другом возвращался с дачи в Киев. По дороге на железнодорожной станции в Фастове встретили знакомого офицера. Тот сообщил, что город захвачен красными, и если ребята настоящие патриоты, то должны ехать на юг вступать в ряды Белой гвардии. Тогда, в 1919 году, отцу было всего 16 лет. Он получил погоны юнкера, два года воевал.
Когда Красная армия заняла Крым, Александров оказался среди тысяч солдат и офицеров, попавших в плен. Чудом избежал казни. Группу арестованных, в которую он попал, посадили под замок, а затем по одному вызывали на допрос. Было слышно, что после каждого такого вызова на улице раздавались выстрелы — людей расстреливали. Дошла очередь до отца. Женщина-комиссар, которая записывала фамилии обреченных, смилостивилась над ним, совсем еще молоденьким, высоким, стройным, симпатичным парнем, — молча показала глазами на одну из дверей. Так папе удалось бежать.
https://fakty.ua/176084-legendarnyj-prezident-sovetskoj-akademii-nauk-v-yunosti-byl-belogvardejcem