Categories:

Дневник обозревателя

Нечто познавательное из дикой природы.
Но можно сказать и по другому: архаические предпосылки создания "семьи, частной собственности и государства" (правда, не по Энгельсу).

https://t.me/rightcourse/17192
[Forwarded from Унежить душу]
Ещё очень интересное про отношения медведей и людей (а также про дуэль медведя и тигра) есть у русского антрополога Широкогорова, участвовавший в ряде этнографических экспедиций в Манчжурии. Но тут уже про тунгусов:

«В Северной Маньчжурии существуют два вида медведя, большой медведь темно-бурый и маленький бурый, — там же существует тигр и, наконец, люди. В зависимости от времени года как медведь и тигр, так и человек меняют свои места, к чему их вынуждает передвижение дичи, которой они питаются. Большой медведь идет впереди и занимает лучшие места, за ним идет, оспаривая иногда у него территорию, тигр, на худших местах в отношении дичи, но достаточно хороших в других отношениях поселяется малый ­бурый медведь и, наконец, охотники-тунгусы. Такое передвижение с одного места на другое и в том же постоянном порядке происходит ежегодно. Но иногда происходят столкновения между молодыми особями тигра и медведя из-за территории (каждый из них занимает для себя небольшую речку). Тогда дело решается дуэлью, в результате которой слабейший уступает место сильнейшему.
Эти дуэли иногда ведутся в течение трех лет, причем для соревнования медведь надгрызывает одно дерево, а тигр его нацарапывает, и если ему удается нацарапать выше места, надгрызенного медведем, то либо медведь уходит, либо вопрос разрешается на будущий год тем же порядком. Если же ни тот ни другой не ­уступают, то происходит ожесточенный бой (гл. первопричина войн как всега из-за проклятой частной собственности).
Местные охотники-тунгусы, изучив хорошо этот порядок деления территории между молодыми индивидуумами, охотно принимают участие в боях, зная их дату (это бывает ежегодно в конце апреля) и место (обгрызенное и нацарапанное дерево в предыдущем году). Охотник обычно убивает обоих бойцов. Известны случаи, когда человеку приходится уступить занятое место, если оно им отнято у тигра или медведя, вследствие яростных и систематических нападений этих животных на домашних животных и даже на жилище человека. Вполне понятно поэтому, что многие тунгусы считают некоторые речки для себя недоступными (для охоты), так как они заняты тиграми или большими медведями. <...>

Таким образом, в силу того что медведь не может не кочевать, так как он приспособлен к существованию именно таким образом, но приспособлены точно так же и другой вид медведя, и тигр, и человек, между ними всеми создается соревнование, и наконец они входят в некоторые отношения (-ну чем не "правовое государство"?), становятся в зависимость друг от друга и создают своеобразную организацию — „таежное общество”, управляющееся своими нормами, обычаями и т. д., позволяющее человеку жить рядом с медведем, когда медведь не трогает человека, если не видит с его стороны признаков нападения, и когда люди с медведем одновременно собирают ягоды, не причиняя друг другу вреда».

А ещё говорят, что "закон тайга, прокурор медведь", характеризуя какое-нибудь анархическое состояние.
Дудки! - даже в таёжном государстве имеется свой порядок, устанавливаемый строго на основе "общественного договора" заинтересованных акторов.