Первым сформулировал Русскую идею мит.Иларион в самом начале русской государственности в "Слове о Законе и Благодати", в которой был торжественно провозглашён животворящий приоритет духовной свободы над духом мертвящего иудейского законничества.
Второй фазой развития Русской идеи явилась богословская идея прп. Сергия Радонежского о животворящем Единстве Св. Троицы - "Единосущной и Нераздельной". Естественной и закономерной коннотацией этой идеи была идея о сакрально понимаемом национально-государственном Единстве молодого русского государства периода средневековья (Московской Руси). Идея была очень своевременной и полезной.
Третьей фазой Русской идеи была идея Соборности великого национального идеолога Алексея Хомякова. В чём состоит мирская коннотация хомяковской соборности по отношению к национально-государственным задачам Нового времени конца петербургского периода? -
Несмотря на все богословско-философские премудрости она проста: старая модель сакрального единства аграрно-архаического общества с упором на внешнем единстве государственной Вертикали должна быть своевременно дополнена (или заменена) на модель условно свободного единства сакральной общественной Горизонтали. Сакральное понимание соборной Нации должно преобладать над условной (и уже устарелой) сакральностью Государства, т.е. в Новое время общественная Горизонталь доминирует над исторической Вертикалью, однако не устраняет её радикальным путём, но дополняет и замещает её новым содержанием.
Можно сказать и по другому - успешно развивающее общество это органический компромисс "Нового со Старым" (или рационального прогресса с историч. Традицией). Неслучайно, идеалом государственного устройства для А.С. Хомякова была Англия с её знаменитым историческим компромиссом. Именно в таком ключе следует понимать идею соборности с её известной формулой: "свобода в единстве и единство в свободе" или "единство во множестве".
Последнее понимание современной органически развивающейся нации ("единство во множестве") по хомяковскому смыслу необходимо подразумевает свободное единство ("волюнтаристского типа") на основе единой религиозно-культурной базы (или проще сказать, на основе единой нац-ной идеологии).
Практический вывод: современное "национальное государство" не может и не должно допускать никакой "множественности" этнических культур и религиозных доктрин, никакого фальшивого "мультикультуризма", ибо Истина - ОДНА. Точно также, как говоря словами Алексея Хомякова, "Церковь ОДНА".

Праздник Святой Троицы 30 мая 1988г.
«Взирая на образ единения Святой Троицы побеждайте ненавистное разделение мира сего»
Святой преподобный Сергий Радонежский