garden_vlad (garden_vlad) wrote,
garden_vlad
garden_vlad

Историческая ремарка

Историческая ремарка о среднестатистических показателях РИ.

https://t.me/fratruth/248

У нас в корпорации люди разные, но есть ряд общих развлечений. Например, многим нравится объяснять, что настоящая Российская империя в длинном ряде пунктов отличается от популярной в СССР картинки немытой тюрьмы народов, которая одновременно и кровавая, и тряпочная. Занятие это очень приятное, душевнополезное и доступное всем. Поэтому пройти мимо такого поста в канале отличного музея мы не могли. Так вот, очень коротко о том, почему эта история устаревшая.

1. Когда сравнивают государства того времени, часто забывают как именно тогда делали статистику. Европейские империи были приличными и современными – то есть колониальными. Россия в этом плане действительно выбивалась из трендов и оставалась империей континентальной. Это напрямую определяло всю статистику.
Показатели жизни в Великобритании, Франции, Германии и других империях учитывали только благополучную метрополию, население колоний не считали. Что, в целом, логично – совсем другие места с совсем другими людьми. Но в России полноценной частью государства считались все территории – даже фактически бывшие почти колониями. Поэтому в расчёт принимали не только европейскую часть с вполне себе приличными показателями – в центральных регионах грамотными были 80-90% жителей, – но и трудная географически Сибирь, трудные для организации кочевники Средней Азии, трудный сам по себе Кавказ и т.д. Только из-за сложностей в этих регионах общие цифры падали в несколько раз. В качестве аналогии можете предположить, какая статистика грамотности была бы у Британской империи, если бы считали её подданных в Индии, Африке, Азии и других не исконно англоговорящих местах.
К слову, из-за такой организации данных Россия всё же выигрывала в одном показателе – из-за одного только Транссиба РИ до сих пор считалась обладательницей самой большой сети железных дорог в Европе. Хотя по протяжённости маршрутов именно в метрополии она, конечно, была далеко не первой.

2. Ликвидация безграмотности, как и электрификация, «будёновка» и ряд других триумфов большевизма, была царской программой. Имперское правительство тоже видело показатели и тоже было не в восторге. Поэтому массово строились школы, нанимались учителя и разрабатывались учебные планы. В 1914 году доля расходов на образование в бюджете составляла 14%. Сейчас, если учитывать бюджеты всех уровней, эта цифра – около 10%.
Очевидно, реализация программы задержалась из-за Первой Мировой. И ещё раз задержалась из-за Гражданской. Но уже после коммунистические учителя пришли в отстроенные имперские школы и завершили давно начатое.

3. Народное просвещение проходит намного проще, когда народ сосредоточен в одном месте, предпочтительно в городе. В Империи из дальних деревень люди переезжали, но очень флегматично, в естественном рыночном темпе, а остающиеся предпочитали жить относительно обособлено. Большевикам же удалось и в городах, и в деревнях собрать людей вместе намного быстрее. Напоминать, как именно они это сделали, мы, конечно, не будем.

Всё это и многое другое можете почитать, например, у Михаила Абрамовича Давыдова в книге "20 лет до Великой войны. Российская модернизация Витте-Столыпина".

Кстати, можно не только почитать, но и послушать, причём уже завтра. Смотрите ссылку, там вся информация и регистрация. За что мы любим Вышку, так это за то, что не Школой Равенства единой:
https://vk.com/wall-153882968_84
https://futurum-russica.timepad.ru/event/657463/

Tags: ВРК1917г, Историческая Россия, национальная политика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment