garden_vlad (garden_vlad) wrote,
garden_vlad
garden_vlad

Дневник обозревателя

Сегодня дата кончины крупного русского мыслителя, правда очень противоречивого и неоднозначного.
По сути дела В.В. Розанов всю жизнь метался между христианством и язычеством. Несмотря на его близость к Ф.М. Достоевскому в нём поразительным образом отсутствовало восприятие духовно-мистической правды христианства. Какое то полное нечувствие высшего Горнего мира, которому не чужды были даже некоторые богоборцы как например Ф. Ницше и наш Михаил Бакунин.
Да и вообще вся эта Достоевщина крайне опасная стихия, в которой очень много присутствует духовного декадентства (т.е. хождение по духовному краю). Другой близкий к позднему Достоевскому философ Владимир Соловьёв также явит собой весьма опасный уклон в гностический космополитизм (и тоже очень любил игру с темой апокалипсиса).
Фактически последними полноценными христианами из мирян нашей элиты были только славянофилы во главе с Алексеем Хомяковым.

5.02.1919. – Умер философ и публицист Василий Васильевич Розанов
https://rusidea.org/25020505

Василий Васильевич Розанов (2.05.1856–5.02.1919) – публицист, критик, автор многих талантливых, психологически тонких и глубоких, и в то же время противоречивых религиозно-филофских книг. Родился в г. Ветлуга Костромской губернии в многодетной семье чиновника лесного ведомства. Рано потерял родителей, воспитывался старшим братом Николаем. В 1870 г. переехал с братьями в Симбирск, где его брат преподавал в гимназии. В 1872 г. переехал в Нижний Новгород, где окончил гимназию.

После гимназии поступил на историко-филологический факультет Московского университета (закончил его в 1882 г.). Женился на А.П. Сусловой, бывшей в 1860-е годы роковой подругой Ф.М. Достоевского. В 1882-1893 гг. преподавал в гимназиях Брянска, Симбирска, Ельца и др. С 1893 г. поселился в С.-Петербурге, где получил должность в Управлении Государственного контроля. Начал печатать статьи в журналах "Русский вестник", "Русское обозрение", "Вопросы психологии и философии", с 1899 г. стал одним из сотрудников в газете "Новое время" (издававшейся А.С. Сувориным). Был участником петербургского Религиозно-философского общества.

В 1894 г. в С.-Петербурге вышла в свет его книга "Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского", она не была первой, но именно она сделала Розанова известным литератором. Розанов почему-то считал себя учеником Достоевского, хотя и не проявил себя в художественном творчестве, а в основном как острый и независимый публицист и парадоксальный критик. Последующие книги Розанова были сборниками его статей: "Литературные очерки" (1899); "Религия и культура" (1899); "Сумерки просвещения" (1899); "Природа и история" (1900); "В мiре неясного и нерешенного" (1901), "Семейный вопрос в России" (1903).

Публицистический стиль Розанова был подчеркнуто откровенный в рассуждениях, нескромно выпячивающий авторское "я", невзирающий на табу (в том числе в еврейском вопросе), пародоксальный, но порою излишне развязный, что было особенно неуместно в религиозной тематике. С таким же подходом он брался решать и волновавшие его вопросы церковной жизни: "Около церковных стен" (1906); "Русская церковь. Дух. Судьба. Ничтожество и очарование. Главный вопрос" (1909); "Темный лик. Метафизика христианства" (1911), "Л.Н. Толстой и русская церковь" (1912). В эти годы Розанов стал отступником от христианства, противопоставляя Ветхий Завет как утверждение плотской жизни – Новому Завету как "умерщвлению плоти". Розанов стал утверждать, что Евангелие «враждебно человеческой природе» и что «Христос невыносимо отягчил человеческую жизнь». По словам протоиерея Г. Флоровского, «Розанов находит в Библии только сказания о родах и рождениях, только песнь страсти и любви. Он читает эту ветхозаветную книгу не библейскими глазами, а скорее глазами восточного язычника, служителя какого-нибудь оргиастического культа».

Своеобразие парадоксально-интимной эссеистики Розанова со всеми достоинствами и недостатками особенно ярко проявилось в книгах "Уединенное" (1912), "Смертное" (1913), "Опавшие листья. Короб 1" (1913) и "Опавшие листья. Короб 2" (1915). (В этом ряду стоит также книга "Сахарна" – записи 1913 г., изданные лишь в 1980-1990-е гг.)

Они представляют собой собрания мозаичных беглых зарисовок, дневниковых записей, внутренних диалогов с изрядной долей манерности, с большой психологической глубиной, но и с оттенками от исповедальности и эксгибиционизма. Тем не менее они были восприняты как новое, очень живое явление в русской литературе. В год революционного крушения России, незадолго до смерти писателя от голода и нищеты в Сергиевом Посаде, вышел "Апокалипсис нашего времени" 1917–1818) о трагическом завершении российской истории.

Розанов был литератором с русским национальным самосознанием, являя собою и русские крайности. Они были от недостаточного православного ощущения смысла жизни, из-за чего в его творчество вклинялись языческие и даже иудейские нотки, например, в рассмотрении очень интересовавших его вопросов пола и в критике христианства за "грусть и нелюбовь к жизни".

В философской характеристике Розанова дадим слово чуткому прот. В.В. Зеньковскому:

- далее читать по ссылке: https://rusidea.org/25020505

Tags: апокалипсис приближается, декаданс, православие, русская беседа, третий путь
Subscribe

  • Дневник обозревателя

    Как и следовало ожидать. Инцидент с воронежским стрелком Виктором Мирским первопричиной имеет понятную и обычную для подобных инцидентов подоплёку.…

  • Советчина, которую мы потеряли...

    Вспоминая советчину, очень духоподъёмно. Не знаю как с чисто художественной точки зрения, но с чисто человеческой работы художника Nik…

  • Дневник обозревателя

    Здравые мысли. Что нужно всего более РФ в её переходной постсоветский период? - Так называемые "либералы", и иногда вместе с некоторыми…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments