http://www.rus-obr.ru/blog/28159
Москва, Орда и драйверы роста. Автор: Александр Васильев
Статью лучше читать по ссылке, привожу только её главный вывод:
"Итак, князю Дмитрию Александровичу Московскому, удалось заложить основы политики сделавшей его потомков правителями мощного и независимого государства, которое вошло в Модерн практическим в одном ритме с остальной Европой. Князья этой династии, в условиях жесткой конкуренции, сумели сделать Москву более притягательной для светской и духовной элиты Южной Руси, чем такие центры «собирания земель» как Галичина или Литва. Опираясь на потенциал этой элиты, они сумели добиться военного и политического доминирования в землях Северо-Восточной Руси. Это доминирование позволяло им с самого начала заставить считаться с собою Орду, которая сперва вынуждена была пойти на признание этого лидерского статуса, а затем и полного суверенитета. Важнейшим фактором, который сделал московскую экспансию необратимой, стала православная аскеза. Влияние ее адептов на общественное сознание обусловило отказ московской элиты от избыточного роста престижного потребления, в пользу дальнейшей экспансии нарождающегося государства."
PS:
Великий идеолог русского национализма Алексей Хомяков, анализируя предпочтительность различных идеологических концептов, символизирующих сакральное значение Московской Руси, всегда предпочитал поверхностной (имперской) идеи Третьего Рима мистическую идею Нового Иерусалима - священного града с новым как бы "богоизбранным" народом. Такой концепт был наиболее адекватен мистической истории возвышения никому неизвестной крохотной Москвы в могучее русское государство. Чудо русской истории состоит в том, что в её генезисе прп. Сергий Родонежский сыграл в роль не меньшую, а то и большую чем вся светская власть.
Тупые головы искали Рима в России. Сущая нелепость. После христианства нет уже возможного Рима
- Таков завет А.С.Хомякова.
(Источник: http://homyakov.lit-info.ru/homyakov/semiramida/sposoby-sootnosheniya-plemennyh-stihij.htm)
Однако постепенно, особенно в петровский период, идея Нового Иерусалима (Священного града) была подменена идеей Третьего Рима, которая приоритетной сделала внешнее материальное могущество. - В итоге был утерян и мистический смысл и внешнее могущество.
Весь пафос славянофильства заключался вовсе не в реставрации каких то архаичных форм "Старого" (как ошибочно думают некоторые), но лишь в возврате приоритетности духовного начала над материальным. Иначе говоря - героическое взыскание "Нового" сакрального града как духовного подобия "Старого". Прошлое в их культурфилософии лишь предлог для созидания Нового исторического будущего.
- Кстати, по этой теме одна моя старая статья, оказавшаяся каким то образом на одном "вольном" сайте: "Русская Вера" - http://pandia.ru/text/80/152/22175.php