garden_vlad (garden_vlad) wrote,
garden_vlad
garden_vlad

Categories:

Священный град Москва

Интересная и хорошо обоснованная историософская концепция возвышения Москвы в её борьбе за Русское государство -
http://www.rus-obr.ru/blog/28159
Москва, Орда и драйверы роста. Автор: Александр Васильев
Статью лучше читать по ссылке, привожу только её главный вывод:

"Итак, князю Дмитрию Александровичу Московскому, удалось заложить основы политики сделавшей его потомков правителями мощного и независимого государства, которое вошло в Модерн практическим в одном ритме с остальной Европой. Князья этой династии, в условиях жесткой конкуренции, сумели сделать Москву более притягательной для светской и духовной элиты Южной Руси, чем такие центры «собирания земель» как Галичина или Литва. Опираясь на потенциал этой элиты, они сумели добиться военного и политического доминирования в землях Северо-Восточной Руси. Это доминирование позволяло им с самого начала заставить считаться с собою Орду, которая сперва вынуждена была пойти на признание этого лидерского статуса, а затем и полного суверенитета. Важнейшим фактором, который сделал московскую экспансию необратимой, стала православная аскеза. Влияние ее адептов на общественное сознание обусловило отказ московской элиты от избыточного роста престижного потребления, в пользу дальнейшей экспансии нарождающегося государства."

PS:
Великий идеолог русского национализма Алексей Хомяков, анализируя предпочтительность различных идеологических концептов, символизирующих сакральное значение Московской Руси, всегда предпочитал поверхностной (имперской) идеи Третьего Рима мистическую идею Нового Иерусалима - священного града с новым как бы "богоизбранным" народом. Такой концепт был наиболее адекватен мистической истории возвышения никому неизвестной крохотной Москвы в могучее русское государство. Чудо русской истории состоит в том, что в её генезисе прп. Сергий Родонежский сыграл в роль не меньшую, а то и большую чем вся светская власть.
Тупые головы искали Рима в России. Сущая нелепость. После христианства нет уже возможного Рима
- Таков завет А.С.Хомякова.
(Источник: http://homyakov.lit-info.ru/homyakov/semiramida/sposoby-sootnosheniya-plemennyh-stihij.htm)
Однако постепенно, особенно в петровский период, идея Нового Иерусалима (Священного града) была подменена идеей Третьего Рима, которая приоритетной сделала внешнее материальное могущество. - В итоге был утерян и мистический смысл и внешнее могущество.
Весь пафос славянофильства заключался вовсе не в реставрации каких то архаичных форм "Старого" (как ошибочно думают некоторые), но лишь в возврате приоритетности духовного начала над материальным. Иначе говоря - героическое взыскание "Нового" сакрального града как духовного подобия "Старого". Прошлое в их культурфилософии лишь предлог для созидания Нового исторического будущего.

- Кстати, по этой теме одна моя старая статья, оказавшаяся каким то образом на одном "вольном" сайте: "Русская Вера" - http://pandia.ru/text/80/152/22175.php


Tags: Русские вопросы, Третий путь, вопросы идеологии, размышлизмы
Subscribe

  • (no subject)

    Владимир Можегов в ВК-контакте высказал интересную мысль о сути марксизма и его других идеологических составляющих типа фрейдизма, психоанализа,…

  • Спор о России, правый курс.

    Вечная тему — образ будущего России, духовные и институциональные пути к этому будущему.

  • Дневник обозревателя

    Сейчас очень популярным стало имя «Пригожин». Возможно, эту крайне тёмную фигуру специально медийно раскручивают в качестве возможного будущего…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments