garden_vlad (garden_vlad) wrote,
garden_vlad
garden_vlad

Памяти К.Н. Леонтьева

Очень хороший текст о "православном ницшеанце" К. Леонтьеве. Один из самых проницательных русских мыслителей. - Что не означает, что он во всём безусловно прав (таких мыслителей вообще не существует!), на для нашего национального самопознания его мировоззрение исключительно важно.
Кстати, особенно проницательным следует считать его мнение о непатриархальности русского быта и необычайно слабой семейственности у русских. Он считал, что институт семьи у русских самым слабым из всех ему известных стран Ближнего востока, Балкан, Вост. и Зап.Европы.
(С моей точки зрения это было результатом архаического доминирования матриархально-сарматских элементов в общинном быте славян вообще и особенно восточных славян. В этом вопросе он был не согласен со славянофилами, считая их крепкую семейственность результатом не родо-племенной традиции, но следствием их убеждённой сознательной религиозности).
В силу этого национально-государственная самоорганизация такого слабосемейного и анархического племени может быть обеспечена только сильными религиозными началами вертикально-византийского типа и сакрально понимаемой властью вождя-монарха.
- Правота его воззрений подтверждается исторически. 100 лет тому назад, как только не стало символизирующего историческое единство страны "помазанника Божия" - монарха, распад страны и народа стал неотвратим.
Новое же объединение в псевдоимперию СССР стало возможным лишь на пародийно сатанинской сакральности новой псевдорелигии "русского коммунизма" как лукаво (- но не без доли истины) изволил выразиться философ Николай Бердяев.
Однако сатанинская коммун. сакральность, несмотря на свой свирепый характер, смогла удержать государственное единство всего лишь на жалкие 74 года советчины, а потому возвращение к своим истинным истокам ныне является единственным способом спасения нации и государства.

Заимствовано у https://valery-lov7518.livejournal.com/

12.11.1891 (25.11). – Умер философ и писатель Константин Николаевич Леонтьев
Памяти К.Н. Леонтьева

Константин Николаевич Леонтьев (13.01.1831–12.11.1891), писатель, философ. Родился в семье помещика в с. Кудиново Калужской губернии, был воспитан очень религиозной матерью. Окончил медицинский факультет Московского университета. Во время Крымской войны служил военным врачом. С 1863 по 1873 гг. – на дипломатической службе в Турции. В середине 1870-х гг., дав обет в случае выздоровления после тяжелой болезни посвятить свою жизнь Богу, Леонтьев по нескольку месяцев живет в монастырях – на Афоне, в Николо-Угрешской обители под Москвой, в Мещовском монастыре св. Георгия, в Оптиной пустыни (близ Козельска). В последней он и поселился в марте 1887 г. В Оптиной пустыни 23 августа 1891 г. тяжело больной Леонтьев принял тайный постриг. 30 августа, чтобы быть ближе к медицинской помощи, перебрался в Сергиев Посад, где и скончался от воспаления легких.
Основная идея развивавшегося міросозерцания Леонтьева – примат эстетики над моралью. Отсюда он утверждал необходимость и благость неравенства, контраста, разнообразия как основы гармонии и красоты. Это идея и эстетическая, и биологическая, и социологическая, и моральная, и религиозная. Бытие есть неравенство, а равенство, уравниловка же есть путь в деградацию и небытие. Стремление к равенству, к смешению, к единообразию враждебно жизни. Сам Бог хочет иерархии, то есть неравенства, разнообразия, – писал Леонтьев. Міровая гармония не только не исключает борьбы и страданий, то есть зла, но даже предполагает их для контраста. Леонтьев видит бóльшую моральную высоту и правду в суровости, жестоких испытаниях, борьбе за жизнь и господство, чем в идее спокойного блага человечества. Чистое добро "некрасиво", говорил он; чтобы была красота в жизни, необходимо и зло, необходим контраст тьмы и света.
Такое отношение ко злу, конечно, не соответствует православному учению, за что Леонтьева не раз подвергали справедливой критике духовные лица. Да и сам он в конце жизни признавал в одном из писем: «в то время мало-помалу подкрадывалась к уму моему та вредная мысль, что нет ничего безусловно нравственного, а всё – нравственно или безнравственно только в эстетическом смысле». Протоиерей Василий Зеньковский дал творчеству Леонтьева такую оценку:
«Применение именно эстетического, а не морального принципа к историософским явлениям есть неизбежное следствие натурализма в философии... Неполнота христианского сознания не дала ему возможности из религиозных принципов развить положительную программу исторического делания. Он даже однажды (в письме к Розанову) высказал среди "безумных своих афоризмов" такую мысль: "Более или менее удачная повсеместная проповедь христианства" ведет к угасанию эстетики жизни на земле, то есть к угасанию самой жизни»...».
Если же отвлечься от этого основного порока его творчества, то в нем было и много верного. В целом должный процесс социального развития нации мыслился Леонтьевым как постепенное восхождение от простоты к оригинальности и сложности; постепенное усложнение элементов сословных, увеличение богатства внутреннего и в то же время постепенное укрепление духовного единства нации, так что высшая точка развития есть высшая степень сложности, объединенная и неким властным единством.
Мір же на глазах Леонтьева развивался в прямо противоположную сторону – к демократическому разложению, упрощению и деградации культуры. И это вносило в мысль Леонтьева безпокойство. Он предвидел закат глобальной европейской цивилизации ранее Ницше или Шпенглера, с которыми у него есть сходство мышления. Приведем две характерных цитаты.
«Не ужасно ли и не обидно ли было бы думать, что Моисей всходил на Синай, что эллины строили свои изящные Акрополи, римляне вели Пунические войны, что гениальный красавец Александр в пернатом каком-нибудь шлеме переходил Граник и бился под Арабеллами, что апостолы проповедовали, мученики страдали, поэты пели, живописцы писали и рыцари блистали на турнирах для того только, чтобы французский, немецкий или русский буржуа... благодушествовал бы "индивидуально" и "коллективно" на развалинах всего этого прошлого величия?.. Стыдно было бы за человечество, если бы этот подлый идеал всеобщей пользы, мелочного труда и позорной прозы восторжествовал бы навеки!»
«Однородное буржуазное человечество… дошедшее путем всеобщей, всемірной однородной цивилизации до такого же однообразия, в котором находятся дикие племена, – такое человечество или задохнется от рациональной тоски и начнет принимать искусственные меры к вымиранию (например, могут только приучить всех женщин перед совокуплением впрыскивать известные жидкости, и они все перестанут рожать…); или начнутся последние междоусобия, предсказанные Евангелием (я лично в это верю); или от неосторожного и смелого обращения с химией и физикой люди, увлеченные оргией изобретений и открытий, сделают наконец такую исполинскую физическую ошибку, что и "воздух как свиток совьется", и "сами они начнут гибнуть тысячами"...».
Подобно Н.Я. Данилевскому, писавшему о возрастных этапах развития нации, Леонтьев ставил вопрос о возрасте России и склонялся к иному мнению: Россия вовсе не молода, мы прошли много, сотворили духом мало и стоим у какого-то страшного предела. Европа грозит заразить Россию «либерально-эгалитарным прогрессом» и это будет для нас смерть. Только сильная императорская власть может спасти Россию от натиска "мещанской Европы" с ее разрушительными лозунгами политической свободы и равенства. Однако, и это еще одно отличие от Данилевского – Леонтьев утверждает: Россия сильна не народными славянскими началами, а византийскими культурно-сословными. Византизм в государстве значит Самодержавие, в религии – Православие. И в этом сочетании опять-таки находила свою кульминацию его эстетика.
Основные религиозно-философские идеи Леонтьева нашли отражение в его работах: "Византизм и славянство", "Племенная политика как орудие всемірной революции", "Отшельничество, монастырь и мір" и др. Эти работы составили содержание книги "Восток, Россия и славянство" (1885–1886).
...
https://rusidea.org/25112507
Tags: ВРК1917г, Русская катастрофа 1917г., монархия, национальное государство, православие
Subscribe

  • Дневник обозревателя

    Как и следовало ожидать. Инцидент с воронежским стрелком Виктором Мирским первопричиной имеет понятную и обычную для подобных инцидентов подоплёку.…

  • Советчина, которую мы потеряли...

    Вспоминая советчину, очень духоподъёмно. Не знаю как с чисто художественной точки зрения, но с чисто человеческой работы художника Nik…

  • Дневник обозревателя

    Здравые мысли. Что нужно всего более РФ в её переходной постсоветский период? - Так называемые "либералы", и иногда вместе с некоторыми…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments