garden_vlad (garden_vlad) wrote,
garden_vlad
garden_vlad


Сегодня, 27 сентября, двунадесятый праздник Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.   
http://www.pravoslavie.ru/put/32069.htm
Праздник этот особый, он одновременно и чисто религиозный, и в то же время исторический, так как связан с конкретным событием 326г., когда по поручению имп.Константина Великого его мать царица равноапостольная Елена открыла в Иерусалиме подлинный Крест Господень. Праздник имеет много значительных смыслов, так, например, промыслительным образом самое главное Знамение Непобедимой Победы, духовный меч всех христиан был обретён именно в самом конце эпохи гонений, когда кровь мучеников-исповедников одолела железную Римскую империю. А в лице имп.Константина христианство было признано легитимной религией - и тем самым великое римское государство отказалось от своего языческого обожествления. Отныне, побеждённое духовным мечём христианства государство из мнимого сакрального института (впрочем, как и все другие стихии природного мира) навсегда утратило своё самодовлеющее "священное" значение. Его следует чтить, добросовестно служить в земном или мирском смысле, но бояться и поклоняться следует лишь одному Богу и Его высшей Правде. Иными словами, христианство, в отличие от всех других языческих верований поставило государство на своё место (т.е. место земного благоустройства, но не более того).
Лучше всего эту новую христианскую роль государства выражают слова апостола Петра (1посл., 2,17): "Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите."  (Естественно, что под "царём" здесь следует расширительно понимать государство) Как видно, из всех христианских заветов апостола - почитание царя (добросовестное исполнение гособязанностей) стоит на последнем месте. Тем не менее, эта иерархическая вторичность нисколько не умаляет значение постулата о добросовестнейшем исполнении своих мирских обязанностей в ещё более расширительном смысле, так как в древности под государством понимали весь многообразный комплекс общественных отношений - общест. обязанности, общест. и госуд. служение, военная,трудовая и хозяйственная деятельность ради блага своих близких, своих сородичей, своих сограждан, т.е. деятельность ради "общего блага" своей страны и своего народа, что традиционно во всех нормальных энциклопедиях определяется словами патриотизм или национализм.
Однако, читая пост одного блогера-священнослужителя  [info] pr_daniil (блог священника Даниила Сысоева), неприятно озадачили некоторые посты о.Даниила своей двусмысленностью, а порой и эпатажностью, как думается, не совсем приличной для духовного звания. Особенно неприятное впечатление произвёл пост под названием - "Патриотизм и христианство - внутреннее противоречие"
http://pr-daniil.livejournal.com/52325.html . Читая его, не только по смысловой двусмысленности, но и по стилю, невольно вспоминаются годы самой ранней перестройки (25летней давности), когда излюбленным слоганом прорабов перестройки был слоган: "патриотизм - последнее прибежище негодяев". Но тогда эта демагогия была хотя бы как то объяснима, дутый и фальшивым советско-имперский патриотизм неожиданно лопнул при первых признаках системного кризиса СССР, и те,  кто ранее усердно надувал этот казённый шар тоже неожиданно поняли, что надо, не медля, (пока поезд перестройки не уехал) перестраиваться в противоположном направлении. Но теперь почему появляются подобные поветрия, и даже в духовной среде? Понятно, когда в некоторых экстравагантных сообществах ЖЖ появляются подобные идеи, но из уст (или из под пера) священнослужителя довольно странно слышать спекуляцию вокруг изречения "нельзя служить двум господам", которое, кстати, полностью не приводится. Действительно, служение маммоне, т.е. своему шкурному эгоизму строго осуждается Спасителем, но исполнение житейских и общест. обязанностей никак не возбраняется, а наоборот, постулируется. Например: Мф. 5:20: «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное». - А как хорошо известно, фарисейская праведность была теснейшим образом связана с национальными и жизненными интересами (и даже слишком!). 
 Важно, чтобы только выполнялся принцип: "Богу Богово, а кесарю кесарево". Но блогер pr_daniil , вероятно (можно только предполагать), желая противопоставить свои посты некоторым сервильным несуразностям ныне пропагандируемого "политического православия", на деле озвучивает другую крайность общественной и национальной индифферентности, что всегда было чуждо духу христианства, но было популярно в некоторых сектантских сообществах.
Было бы неплохо услышать компетентное богословское мнение по этой теме, но пока критический анализ постов о.Даниила нигде не попадался, сам же он странным образом допускает комменты к своим постам только по строгому отбору и только своих "друзей".
Вот такое обсуждение спорных проблем...
Subscribe

  • Дневник обозревателя

    Не без остроумия. Я бы назвал это нерифмованное стихотворение "Митинги потеряли смысл" по другому: Скорбный скепсис. Причём, пожалуй, скорбный…

  • Миграция и Русский вопрос

    Пока идут в инфо-пространстве пустопорожние разговоры "про войну", власти продолжают проводить свою самоубийственную миграционную политику,…

  • В этот день 13 лет назад

    Этот пост был опубликован 13 лет назад!

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments