Жертвы красного террора (октябрь 1917 — май 1918)
........................................ ........................................ ....................
Красный террор против российского общества начался не в ответ на сопротивление контрреволюционеров, а с первых дней после Октябрьского переворота и носил характер политического мероприятия новой власти.
.
«Триумфальное шествие советской власти» в период с конца октября 1917 года и до весны 1918 года сопровождалось бесчинствами и массовыми убийствами русских обывателей по социальному признаку. Генерал-лейтенант Николай Головин в эмиграции отмечал: «Признание лидерами большевиков крайнего террора за основной метод утверждения своей власти, стало естественным… Для того, чтобы оставаться вождями дичающих толп, Ленин и его сторонники должны были руководствоваться в предпринятом ими кровавом завоевании России правилами первобытных дикарей». Исторические факты подтверждают слова профессора Головина. Красный террор против российского общества начался не в ответ на сопротивление контрреволюционеров, а с первых дней после Октябрьского переворота и носил характер политического мероприятия новой власти.
Превентивное истребление русских граждан всех сословий и профессий позволяло ленинской партии не только предотвратить потенциальное сопротивление, но и сохранять манипулирование отсталыми народными массами, натравливая одни социальные группы на другие. 4 декабря 1917 года, выступая на II Всероссийском съезде Советов крестьянских депутатов, Троцкий открыто заявил, что «не осудит народа, который в минуту беспредельного отчаяния, возмущенный саботажем имущих классов, прибегнет к репрессиям, и возможно даже — к гильотине». Совнарком еще непосредственно не декретировал массовых убийств, но Ленин предоставлял «инициативу» в этом вопросе местным «коммунам и общинам», требуя «беспощадного военного подавления вчерашних рабовладельцев (капиталистов) и своры их лакеев — господ буржуазных интеллигентов» «Война не на жизнь, а на смерть богатым и их прихлебателям, буржуазным интеллигентам», — инструктировал Ленин своих сторонников в статье «Как организовать соревнование», написанной в конце декабря 1917 года.
…И убийства совершались по инициативе многих представителей новой власти, а также ее местных органов. Принятые Совнаркомом и реализуемые на практике декреты о земле, о мире, о печати, об упразднении сословий, о судах, о кадетской партии, о выборном начале в армии, о национализации банков, об отделении Церкви от государства сделали нижеописанные зверства возможными в принципе. К 22 февраля 1918 года, когда крошечная Добровольческая армия вышла в 1-й Кубанский (Ледяной) поход и Белое движение стало историческим фактом, жертвами новой власти в разных городах уже пали тысячи людей, убитых и замученных «коллективным Лениным» за свое «контрреволюционное происхождение».
И это была еще только первая кровь после Октябрьского переворота 1917 года…
***
31 октября 1917 (даты до 14 февраля 1918 по ст. ст.) — в районе Царского Села красногвардейцами задержан и при конвоировании в местный Совет расстрелян настоятель Екатерининского собора Царского Села протоиерей Иоанн Александрович Кочуров — первомученик российского духовенства.
1 ноября — в Ташкенте на своей квартире местными большевиками убит Георгиевский кавалер, генерал-майор Василий Дмитриевич Мухин.
13 декабря — на ст. Прохладная солдатами революционной контрольной станционной роты убит генерал-майор Михаил Александрович Караулов — депутат III и IV Государственных Дум, Атаман Войска Терского. Вместе с Атаманом убиты чины его штаба: подполковник Владимир Александрович Караулов, хорунжий А. А. Белоусов, депутат Терского Войскового Круга Султанов. Убийцы раздели трупы догола, Атаману отрубили пальцы рук.
16–17 декабря — в Севастополе по приговору военно-революционного трибунала на Малаховом кургане расстреляны 62 офицера. Расстрелы производились по рекомендациям судовых команд. В последующие несколько дней офицеров убивали без суда на улицах и частных квартирах, используя для розыска адресные книги и телефонные справочники. Жертвами декабрьских убийств пали 8 сухопутных и 120 морских офицеров. Бойня была инициирована Севастопольским военно-революционным комитетом во главе с Ю. П. Гавеном.
Среди расстрелянных в Севастополе:
начальник штаба командующего флотом Черного моря контр-адмирал Митрофан Иванович Каськов;
генерал-лейтенант Юлий Эрнестович Кетриц;
главный командир Севастопольского порта, кавалер орденов Анны II ст., Владимира III ст., Станислава II и I ст. ст. вице-адмирал Павел Иванович Новицкий и др. чины флота.
Декабрь — в Калуге красногвардейцами расстреляна демонстрация горожан в поддержку Всероссийского Учредительного собрания. Убиты и ранены около 40 человек.
5 января 1918 — расстрел мирной демонстрации в поддержку Учредительного собрания, в которой участвовали рабочие Обуховского, Патронного и других заводов города. Число убитых по официальному заявлению Я. М. Свердлова на III съезде Советов составило 21 человек, ранения получили 22 человека. Организатором расстрела и разгона манифестаций в Петрограде выступил большевик Н. И. Подвойский. Похороны состоялись 9 января 1918.
Январь–февраль — в Армавире бессудно убиты 1342 офицера, домовладельца, торговца, купца и других представителей «эксплуататорских классов». Тела жертв извлечены из мест захоронений, обследованы и пересчитаны в конце 1918 года.
7 января — в Мариинской больнице Петрограда матросами-анархистами убиты депутаты Учредительного Собрания и члены ЦК кадетской партии Андрей Иванович Шингарев и Федор Федорович Кокошкин, находившиеся под арестом после объявления Совнаркомом партии кадетов «вне закона». Шингарев умирал 2 часа в мучениях от нанесенных ранений. Кокошкину стреляли в рот и выбили зубы. Совнарком формально осудил убийство, которое было спровоцировано вышеупомянутым ленинским декретом.
Вслед за этим убийством и объявлением кадетской партии «вне закона» в Кунгурском уезде Пермской губернии уральскими большевиками расстреляны местные активисты кадетской партии муж и жена Агеевы — уважаемые общественные деятели, открывшие ранее на собственные средства в Кунгурском уезде несколько бесплатных школ для детей и взрослых. Весной 1918 большевики расстреляли председателей городских комитетов кадетской партии: Насонова в Осе и Кларка в Нижнем Тагиле.
14 января — на станции Тула расстреляна группа мастеровых и железнодорожников, протестовавшая против убийства большевиком Кожариным двух железнодорожников.
Январь — массовые убийства обывателей и бывших офицеров в Крыму. В ночь на 1 января в Симферополе убиты по минимальным данным более 1 тыс. человек, в том числе от 100 до 700 офицеров, пытавшихся защищать собственную жизнь. Значительную часть убитых составили офицеры и нижние чины Крымского Конного Е. И. В. Государыни Императрицы Александры Федоровны полка, которые подверглись массовым избиениям со стороны севастопольских матросов и красногвардейцев. Среди убитых офицеров — герои-фронтовики ротмистры Антон Иванович Думбадзе, Губарев и др. В городах Южного берега Крыма убиты до 200 человек.
В Евпатории 15–18 января арестованы более 800 человек, преимущественно бывших офицеров и раненых участников Великой войны, находившихся здесь на излечении от ран в курортно-санаторных учреждениях. Зверские казни производились матросами на транспорте «Трувор» и крейсере «Румыния» — несчастных топили живыми, отрезали уши, губы, нос, половые органы и в таком виде бросали в воду. За 15–17 января на этих судах были замучены почти 300 человек. Раненого штабс-ротмистра Новацкого сожгли в топке «Трувора» заживо.
Кроме того, 24 января 9 офицеров расстреляли под городом, а 1 марта — расстрелу подверглись еще 30 обывателей. Убийства в Евпатории продолжались по март включительно. Инициаторами и организаторами инквизиторских расправ выступили руководители местного ревкома — Ж. А. Миллер, Н. М. Демышев, Х. Г. Кебабчианец, А. П. Немич, С. П. Немич и др. Пыточными казнями на «Труворе» распоряжался местный большевик по кличке «рыбак Павка».
В Ялте 13–16 января большевики только на молу расстреляли более 100 обывателей и офицеров, а всего здесь погибли более 200 человек, в том числе — две сестры милосердия. Среди расстрелянных на молу — генерал Ярцев, полковник Тропицын, ротмистр Стош, поручик князь Мещерский. Полковник барон П. Н. Врангель избежал гибели чудом. Полковник Ковалев живым выброшен в море. Стоимость разграбленного в Ялте имущества обывателей матросами с миноносцев «Керчь», «Хаджибей» и транспорта «Прут» превысила 1 млн. рублей.
В конце месяца близ станции Оредеж по дороге из Могилева в Петроград конвоирами убит арестованный бывший главный начальник снабжения Кавказской армии Георгиевский кавалер и генерал от инфантерии Николай Николаевич Янушкевич, заявивший Н. В. Крыленко об отказе служить в создававшейся Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА).
18 января – на станции Иловайской в эшелоне 3-го гусарского Елисаветградского полка большевиками арестованы командир полка и еще 4 офицера, вывезены на станцию Успенская и расстреляны. В то же самое время только в Харцызске (северо-восточнее Донецка) были откопаны 132 трупа бывших офицеров, пробиравшихся после демобилизации армии домой, методично задерживавшихся и истреблявшихся местными красногвардейцами.
19 января — в Петрограде большевистский отряд из матросов и красногвардейцев попытался занять Александро-Невскую Лавру во исполнение распоряжения из Смольного о конфискации имущества Лавры. Безоружные богомольцы встали на защиту Лавры. При попытке умиротворить ворвавшихся, большевиками был смертельно ранен протоиерей Петр Иоаннович Скипетров — настоятель церкви св. страстотерпцев Бориса и Глеба на стекольном заводе.
До святой Пасхи 1918 года большевиками убиты:
протоиерей Павел Александрович Дернов с тремя детьми и группой верующих в Елабуге Вятской губ.
игумен Брянского Успенского монастыря Гервасий и иеромонах монастыря Герасим
иерей Павел Кушников в Новгородской епархии
иерей Петр Покрывало в Тульской епархии
иерей Федор Афанасьев в Орловской епархии
иерей Владимир Ильинский в Костромской епархии
иерей Василий Углянский в Симферопольской епархии
иерей Константин Снятиновский во Владимирской епархии.
25 января — в Киеве группой красногвардейцев убит митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский). Владыка был смертельно ранен разрывными пулями, а затем добит холодным оружием.
26 января — большевиками расстреляны безоружные крестные ходы православных в Воронеже и Шацке (Тамбовской губ.).
26–31 января — массовые убийства студентов, офицеров и «буржуазии» после занятия Киева большевиками во главе с М. А. Муравьевым. Расстрелы производились в Мариинском парке, на валах Киевской крепости, на откосах Царского Сада, в лесу под Дарницей, в Анатомическом театре, у стен Михайловского монастыря, у оград Царского и Купеческого садов, на Александровском спуске и т.п. Около 2 тыс. явившихся на «регистрацию» офицеров изрублены шашками. Общее число жертв превысило 5 тыс. человек (в т.ч. — до 3 тыс. бывших офицеров и воспитанников Киевского Владимирского кадетского корпуса). Убийства сопровождались повальным грабежом в домах «буржуев». По свидетельству профессора Киевского университета Н. М. Могилянского, Киев в конце января — феврале 1918 пережил трагедию, какой не было «в истории его со времен взятия города Батыем в XIII в.»
Февраль — в Белом Смоленской губ. красногвардейцами расстрелян псаломщик Колосов. В селе Орехово Боровического уезда Калужской губ. иерея Иоанна Петрова красногвардейцы избили кнутов, превратив лицо клирика в сплошную кровавую массу.
2 февраля — расстрел безоружного крестного хода в Туле. Ранен епископ Каширский Корнилий (Соболев) и много других лиц, убиты 13 верующих (в т. ч. 2 рабочих оружейного завода), десятки ранены. Расстрел крестного хода в Харькове.
Ночь на 6 февраля — в Омске после крестного хода большевиками убит Николай Цикура — эконом архиепископа Омского и Павлодарского Сильвестра (Ольшевского), который протестовал против беззаконного ареста своего архиепископа.
9 февраля — расстрел толпы верующих, протестовавших против реквизиции имущества Белогорского подворья в Пермской епархии. В том же месяце была расстреляна толпа верующих в Ярославле, протестовавших против захвата церковного имущества местным Советом.
22–24 февраля — после получения декрета-воззвания Совнаркома за подписью В. И. Ульянова (Ленина) «Социалистическое отечество в опасности!» Севастопольский Совет и местный ВРК во главе с Ю. П. Гавеном наложили на представителей «буржуазии» контрибуцию в 10 млн. рублей и инициировали массовые убийства «эксплуататоров» по всему городу.
В свою очередь команда корабля «Борец за свободу» постановила «истребить в городе всю буржуазию». С этого корабля после заседания команд Черноморского флота сошли вооруженные отряды матросов для организации массовых убийств бывших офицеров, предпринимателей, священнослужителей, интеллигенции... Убийства в эти дни были названы «Варфоломеевскими (Еремеевскими) ночами». Их жертвами стали более 600 человек.
Перед расстрелами над обреченными издевались — кололи штыками, плевали, раздевали донога, обирали, мертвым и раненым разбивали головы камнями. Среди убитых в февральские дни 1918 — общественный деятель Г. А. Бронштейн, благотворитель и поборник рабочего страхования купец 1-й гильдии А. Я. Гидалевич, жертвователь на просвещение М. А. Каган, художник М. М. Казас, бывший городовой Синица, вице-адмирал С. Ф. Васильковский, кавалер Георгиевского оружия вице-адмирал Н. Г. Львов, генерал-майоры К. И. Дефабр, Ф. Ф. Карказ, К. Н. Попов, капитаны I ранга А. А. Антонов и А. Г. фон Ризенкампф, капитан II ранга Вахтин, полковники Я. И. Быкадоров, Шперлинг, В. А. Эртель и Яновский, подполковник С. И. Жирар, поручики Доценко и А. А. фон Ризенкампф, прапорщики Гаврилов и Кальбус, лейтенанты Прокофьев и А. А. Томашевич, мичманы Г. Е Марков и Целицо, члены торгово-промышленного комитета Севастополя М. Е. Островерхов, Ф. И. Харченко, Л. М. Шульман и др.
Среди севастопольского духовенства зимой 1917–1918 убиты большевиками священники Михаил Чафранов — причащал осужденных на смерть, Исаакий Попов — удушен в своей квартире, Александр Русанович и Иоанн Углянский.
Ночь с 1 на 2 марта — по приказу В. Л. Панюшкина — комиссара 1-го партизанского рабоче-крестьянского отряда при ЦИК — в районе Александро-Невской Лавры в Петрограде без суда и следствия расстреляны 7 юношей (3 брата Ганглез — сыновья директора Гатчинского приюта и др.) из петербургских аристократический семей. Они были арестованы во внесудебном порядке на молодежной вечеринке, которую устроили накануне предполагавшегося отъезда из РСФСР во Францию.
1–11 марта — в Глухове (западнее Курска) под воздействием местных большевиков крестьяне окрестных сел перебили до 500 представителей «буржуазии» и «эксплуататорских классов». Имущество разграблено. По свидетельству профессора Киевского университета Н. М. Могилянского, комиссар Глухова — безвестный матрос Балтийского флота — приказал уничтожить всех воспитанников местной гимназии, мотивируя свой приказ тем, что из гимназистов вырастут «будущие буржуи».
7 марта в станице Черниговской Кубанской области по приговору местного красногвардейского отряда изрублены 5 обывателей и 1 священник.
11 марта в Сумах Харьковской губернии за отказ снять погоны и форму исколот штыками, а затем добит в больнице штабс-капитан Мозговой. В тот же день неизвестный красноармеец шашкой отрубил голову кадету Сайманову, задержанному на улице в форме с погонами Сумского кадетского корпуса.
1 апреля — по личному распоряжению В. А. Антонова-Овсеенко за отказ служить в РККА, под Таганрогом расстрелян генерал от кавалерии Павел Карлович Ренненкампф, арестованный ранее 3 марта. Перед убийством конвоиры ему выкололи глаза и подвергли истязаниям.
Апрель — в городах Южного побережья Крыма большевиками убиты более 200 «буржуазных» обывателей, разграблено частного имущества на 2 млн. 928 тыс. рублей. Ограбленное татарское население Алупки, Алушты, Дерекоя и Кизильташы потерпело ущерб на 8 млн. рублей.
В то же самое время в Екатеринодаре комиссар города по внутренним делам Бронштейн объявил о социализации всех девиц и женщин в возрасте от 16 до 25 лет. Все желающие могли обращаться за мандатами на социализацию в революционные учреждения города. Подобные мандаты, дававшие «право» социализировать — то есть «законно» изнасиловать — до 10 девушек и женщин, выдавали Бронштейн, начальник конного отряда Кобзырев, главком Иващев и пр. Всего на основании подобного «мандата» были схвачены более 60 красивых девушек и женщин, преимущественно от 16 до 20 лет, из «буржуазных» семей. На них устраивались облавы в городском саду, а затем они подвергались изнасилованию и истязаниям, некоторые жертвы сошли с ума или были убиты. Труп ученицы 5-го класса одной из гимназий со следами пыток был выловлен из Кубани. Было установлено, что она подвергалась групповому изнасилованию почти на протяжении двух недель.
26 апреля — в Колпино под Петроградом на протяжении нескольких часов красноармейцы разгоняли толпы рабочих и членов их семей, протестовавших против нехватки продовольствия. Разгон сопровождался стрельбой по скоплениям колпинцев, в результате чего 13 человек получили ранения разной степени тяжести и был убит электромонтер Потемкин.
9–13 мая — расстрелы по инициативе местного Совета рабочих депутатов красноармейцами собраний рабочих Березовского завода Екатеринбургского уезда, протестовавших против большевистской диктатуры, обнищания населения и разгона Учредительного собрания. За 4 суток были убиты более 30 человек, в том числе одна девочка и несколько героев-участников Великой войны. Арестованы не менее 50 человек.
...
Кирилл Александров
........................................ ......
http://www.beloedelo.ru/researches/article/?506