Министерство образование подвело итоги акции #МояГлавнаяКнига. В течение месяца наши соотечественники рассказывали о своих любимых книгах, которые хочется перечитывать и рекомендовать друзьям.-
https://www.ridus.ru/news/258626
Далее:
"Министерство образования подвело итоги акции #МояГлавнаяКнига. В течение июля россияне в социальных сетях рассказывали о своих любимых книгах, которые хочется читать и перечитывать. По итогам был составлен топ-15 книг, любимых нашими соотечественниками.
Первое место досталось роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Данное произведение стало главным для подавляющего числа участников акции.
«Серебро» досталось не одной книге, а сразу целой серии романов. Второе место на книжном подиуме осталось за Джоан Роулинг и её циклом о Гарри Поттере.
Замкнул тройку лидеров американский фантаст Рэй Брэдбери с антиутопией «451 градус по Фаренгейту».
В почетные пятерку также вошла эпопея «зеркала русской революции» Льва Толстого «Война и мир» и повесть Экзюпери «Маленький принц».
В десятке оказались «Три товарища» Ремарка, «Преступление и наказание» Достоевского, «Робинзон Крузо» Дефо, «Гордость и предубеждение» Джейн Остин и «Два Капитана» Каверина.
За пределами десятки оказались «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте (11место) и, неожиданно, Александр «наше всё» Пушкин. «Евгений Онегин», фрагменты которого большинство русских знает наизусть, заслужил лишь 12 строчку хит-парада от минобра.
Замыкают топ-15 любимых книг «Унесенные ветром» Митчелл, ещё одна книга графа Толстого «Анна Каренина» и «Капитанская дочка» Пушкина.
Участие в акции #МояГлавнаяКнига приняли более 5000 человек."
- Нечего и говорить, что всякая статистика есть нечто условное и всегда (до известной степени) "сочинение на заданную тему". По-видимому отсюда и растут "ноги" известного афоризма: "есть большая ложь, есть маленькая ложь, и есть просто статистика"...
Тем не менее, некая доля истины в этой литературной статистике имеется, - и относится она к выявлению коренных (изначальных) черт русского национального характера.
Например, Что такое "Мастер и Маргарита" М.Булгакова в контексте нашей национальной катастрофы, столетие которой отмечается в этом году? - Это полный русский аналог "Фауста" Гёте, но естественно со своим сугубо национальным своеобразием.
Суть этого своеобразия очень развёрнуто (хотя и не без западнической тенденциозности) описал кн. Е.Н. Трубецкой в "Ином Царстве" (о русском сказочном идеале). Пассивно-созерцательный характер русско-сказочной мифологии подмечен Трубецким (а также фил. Б.П. Вышеславцевым) довольно точно, хотя и несколько преувеличенно: http://www.rulit.me/books/inoe-carstvo-i-ego-iskateli-v-russkoj-narodnoj-skazke-read-259436-20.html
"Конечно, сверхъестественное, чудесное всегда и везде означает некоторый предел человеческого могущества и энергии, но предел, граница, отнюдь не означает бездействия человеческого естества. Мифология и сказка других народов знает случаи сопротивления человека чудесному, богоборчества или, наоборот, содействия человека сверхъестественной силе. В германской саге человек то борется со своими богами, то спасает их самих из трудного положения. Ничего подобного мы не находим в мифологии или сказке русской. Тут при встрече с чудесным человек как‑то сразу опускает руки. Он испытывает очарование, восхищение, весь превращается в слух и зрение, весь отдается влекущей его вещей силе, но от этого созерцательного подъема не переходит к действию, а ждет неизреченного богатства жизни как дара свыше — от «щучьего веления», от серого волка, от вещего коня, от мудрой жены или от Божьей благодати. Оттого в русской сказке ярко выражены женственные качества души, поэтическая мечтательность, нежность, восторженность, переходящая в экстаз: а рядом с этим гамма мужественных тонов звучит в ней сравнительно слабо.
По–видимому, мы имеем здесь один из общих недостатков русского творчества. Сравните лучшие создания русской оперы с операми Вагнера: вас сразу поразит контраст между женственной русской мелодией и мужественными героическими мотивами Зигфрида или Валкирии. Черта эта находится в прямой зависимости от сказки, которою вдохновляется, с одной стороны, русская, а с другой стороны, германская волшебная опера. В сказке немецкой подвиг героя есть все: от подвига Зигфрида сами боги Валгалы ждут своего спасения. Соответственно с этим героический подвиг составляет пафос всей оперы Вагнера.
В русской волшебной опере мы видим как раз обратное. «Князь Игорь» и «Град Китеж» суть чудные поэтические элегии, вызванные чувством бессилия героя; а в лучшей из русских опер — в «Руслане» — героическое совершенно утопает в волшебном. С этим связано поразительное отсутствие действия в этой опере.
Слушатель все время находится под впечатлением какой‑то отрешенной от жизни, дальней магии звуков, которая очаровывает, но в то же время убаюкивает. Отсюда та совершенно исключительная роль, которую играет волшебный сон в «Руслане». Здесь в каждом действии кто‑нибудь спит на сцене. В первом действии Черномор усыпляет всех, во втором спит голова, в третьем без конца засыпает Ратмир, в четвертом Людмила, а в пятом спит Борислав и опять Людмила."
Впрочем всё это можно сполна наблюдать и в обоих "Фаустах", немецком и русском. Чем характерен немецкий герой? - В первую очередь активным участием в своих тёмных делах (раз уж душу продал). В первой части Фауста он кого то соблазняет, безобразничает, пакостит. И губит свою Маргариту (свою реальную земную любовь) - весьма символично. Но действует, действует и действует. Во второй части - вообще кошмар, стремится любыми путями и при помощи беса построить идеальную всечеловеческую жизнь. Но тут то его Мефистофель и приканчивает...
А что делает Мастер? - Да ничего, кроме того что что-то созерцает, пишет и измышляет по подсказке Воланда, а всё остальное делает его ведьмочка Маргарита (- без бабы никуда).
Кстати, а чем показателен хрестоматийный сказочный русский богатырь? - (Первое, что приходит в голову:) - Он вечно стоит на перепутье дорог и не знает куда идти (бедолага). А если уж и выпадает спокойная минута, то уж лучше полежать на печи и помечтать о чём-нибудь возвышенном...
Правда кое-какие подвиги совершает сам, но всё ему кто-то помогает и содействует.
То ли дело крутой водоворот событий и борьбы в германских сагах или подвиги Зигфрида. Конечно мотивация их индивидуальной активности какая то упрощённая и всё упирается в жёлтый метал, то бишь в "золото Рейна" или сказочную Эльдорадо (где много золото) как у испанских конквистадоров. - С русской точки зрения ужасно скучная и занудная цель. Другое дело как в песенке Высоцкого про богатырские подвиги сказочного героя - https://youtu.be/wSJttaSe4CQ
Разумеется, по мнению Игоря Шафаревича, барду "малого народа" особого доверия нет, но всё же какая то доля истины в его творчестве имеется.
Обрести ясную и чёткую мотивацию своих активных действий как в индивидуальном, так и в национальном плане, - отбросив прочь все сомнения и колебания, - эта древняя русская проблема остаётся актуальной и по сей день...