Подходит к концу августовский юбилей событий 1991 года, нанесших смертельный удар советскому периоду российской истории. Однако не до конца, так как мы то, "россияне", продолжаем ещё пребывать в изуродованных остатках этой советчины. Тем не менее, казалось бы, можно было бы подводить какие-то обобщающие и примиряющие итоги, хотя бы на уровне массового сознания (активной частью которого является блогосфера). Но ничего этого в блогосфере наблюдать не приходится.
Одни с непримиримым упорством продолжают разоблачать преступления советчины, как, например, это делает постоянно и очень информативно, уважаемый блогер - http://man-with-dogs.livejournal.com/663418.html?mode=reply ,
другие с нелепым упорством невежд фанатично защищают "светлые" мифы советчины (особенно это касается тех, кто не испытал её прелестей на своей шкуре). Последнее, надо заметить, в основном касается совпатриотов и имперцев-державников прохановского типа. Классическим примером такого рода реабилитации советчины можно считать точку зрения известного якобы ультрамонархиста и консерватора Вл.Карпеца - http://karpets.livejournal.com/234904.html .
Имеются, правда, попытки своеобразного примирения с прошлым на базе акцентирования на некоторых "достоинствах" существующего постсоветского режима, как, например, в посте легитимиста -
http://www.legitimist.net/forum/forum15/thread1393.html .
Что делать с таким разбросом самых различных оценок недалёкого и близкого прошлого? С моей точки зрения, необходимо сразу отказаться от крайних суждений, а также от нелепого оправдания советчины как безусловно положительного этапа в истории России. Несмотря на ряд значительных достижений в материальной и имперской сфере, советский период нанёс русскому этносу громадный и непростительный вред. Совершив мобилизационными методами насильственную индустриализацию, почти одномоментно превратив 87% русского крестьянства в полуподневольных работников индустриальной системы, перемешав "великими стройками" и гулагом русское население в социальном и географическом смысле, угробив активную мужскую часть русского населения в этих стройках, репрессиях и войнах, советчина полностью деморализовала русский этнос, дико разрушила институт традиционной семьи (по брошенным детям при живых опустившихся родителях и абортам мы на первом месте!), а своей распределительно-бюрократической системой - громадные очереди во всех возможных комбинациях, унизительная распределиловка разных льгот и подачек - побуждали русских как бы конкурировать друг с другом, порождая тем самым завистничество и взаимное недоброжелательство. Вот эти моральные и духовные последствия никаким образом нельзя простить советчине, сколько бы не плакали совпатриоты по бесславно развалившейся империи.
А что можно сказать доброго о материальных достижениях? Да, несомненно такие достижения, хотя и в крайне однобоком виде действительно имеются. Но что они значат, если попран самый главный элемент любого исторического успеха - человеческий фактор и основной этнос страны доведён до жалкого и беспомощного состояния. Здесь - так и напрашивается евангельская мудрость: Не в силе Бог, а в правде! А если даже руководящие наследники советчины (на три четверти правящий класс нашей плутобюрократии состоит из старой советской номенклатуры разных рангов) бездарно проедают старое индустриальное наследство, то это тоже прямое последствие морального уродства советчины.
И однако, несмотря на столь резкие оценки я не являюсь радикальным отрицателем советского периода, хотя бы только по одному простому обстоятельству - он был у нас почти 75 лет, т.е. целых три поколения . Но главное состоит в том, нравится это или не нравится, что за эти три поколения, пусть и с большими изъянами, создан как бы новый и сугубо индустриальный народ, жёстко предназначенный к жизни и развитию только в современных индустриальных (и постиндустриальных) условиях. Иными словами, исторические последствия советского периода необратимы, и эту простую истину понимали и признавали такие разнородные мыслители (каждый по своему) как Солженицын, так и А.Зиновьев. Его уже невозможно никакими силами вырвать из русской истории...
Таким образом, по моему мнению, как ни бичуй, как ни критикуй советский период, всё же с ним придётся в каком-то смысле примириться даже самым крайним антисоветчикам. Иначе, не примирившись со своим прошлым, никогда не будет возможным создание единой органической нации, о которой мечтал великий националист А.С.Хомяков (написавший, как известно, манифест славянофильства "О старом и новом", т.е. о примирении прошлого с настоящим, "детей" с "отцами" и т.д.) Но на какой основе может осуществиться такое примирения? - Лишь на одной, т.е. на основе жёстко критического, но не огульно хулительного, пересмотра итогов и последствий советского периода, который пусть и с громадными потерями и уродствами всё таки построил (конечно же не какой-то мифический "социализм") основной "каркас" современного индустриального общества, вне которого уже больше немыслимо существование русского этноса...
Кадр из осени 1993 года. В те славные холодные дни на площади Свободная Россия перед осаждённым Парламентом не было ни коммунистов, ни монархистов, ни националистов, ни советских, ни антисоветских, ни каких-то исключительно "верующих" или неверующих, но все было просто - Русскими людьми...