garden_vlad (garden_vlad) wrote,
garden_vlad
garden_vlad

Categories:

Мертвая и живая вода.

Оригинал взят у fluffyduck2 в Мертвая и живая вода. Инструкция пользователя
Евангельское чтение этого воскресного дня посвящено богословской беседе Спасителя с самарянкой. Тема беседы – живая вода, вкусив которую, человек не узнает, что такое жажда. Беседа мистическая, аллегорическая и иносказательная. Удивление вызывает то, что эту беседу Иисус ведёт не с книжником и даже не с евреем.

Можно было понять, когда Он говорил о тайнах духовной жизни с Никодимом – ученым, книжником, богословом. Но здесь Спаситель беседует о мистическом богословии не просто с женщиной, что вообще было в то время немыслимо, да еще и с ассимилированной ассириянкой, с которыми евреи вообще не общались, у которой, кроме всего прочего, была еще и целая куча сожителей. Спаситель говорит с человеком, который во всех отношениях считался нечистым и порочным.

33.jpg


У Бога свое видение человека, которое не подается нашей логике и пониманию. Он не взирает на пол, лица, национальность, происхождение. У Него нет лицеприятия, да и видит Он людей, похоже, совсем не так, как их видим мы.

О какой воде ведёт речь Спаситель в этой беседе?

Символика воды в разных религиозных практиках насколько глубока и многообразна, что говорить об этом можно очень долго. Я остановлюсь на двух аспектах – это мёртвая и живая вода. Вода губит человека в потопе, вода переносит его душу в царство Аида, но она же и очищает, омывает и преображает человека в разных религиозных культах и мистериях. Как символ жизни и смерти она присутствует во многих религиях, и не только в них.

«Господи, помоги мне умереть, чтобы не умереть, умирая»

Например, в русских народных сказках. Иванушка выпил водички и превратился в козленочка. А серый волк, для того чтобы спасти Ивана Царевича, сначала поливает его мёртвой водой, а лишь потом оживляет живой. По мысли волка, перед тем как воспользоваться живой водой, нужно употребить мёртвую. Возможно, этот волк какое-то время жил на Афоне, и читал то, что было написано над архондариком (гостевым домиком) в каждом афонском монастыре: «Если сможешь умереть прежде своей смерти, то не умрешь, когда будешь умирать».

Дело в том, что в этой фразе всего одно слово: «пефанис» – умереть. «Пефанис» – это древняя форма перфекта, которая может обозначать различные временные отрезки. В этом вся изюминка и красота высказывания. В форме молитвенного прошения эту фразу можно перефразировать иначе. «Господи, помоги мне умереть, чтобы не умереть, умирая».

Это всё абсолютно непонятно людям, далеким от живой и практической веры во Христа, но понятно тем, для кого православная вера – главное содержание и смысл жизни. Православный человек в своей жизни проходит два этапа. Сначала он должен заживо умереть, для того чтобы потом замертво ожить.

Чтобы понять, о чем здесь идет речь, нам нужно расставить некоторые лексические акценты и дать правильные определения словам «жизнь» и «смерть».

«Человек создан жаждущим, но то, что предлагает ему мир, не утоляет этой жажды»

Многое из того, что принято в миру называть «жизнью», Евангелие определяет как «смерть». Иванушка выпил из лужи водичку и превратился в козленочка. Человек создан жаждущим, его душа ищет воду, которая могла бы дать ему полноту счастья и радости. Но то, что предлагает ему мир, не насыщает человека, и что хуже всего, превращает в животное – проще говоря, оскотинивает.

Мир предлагает нам в качестве суррогата счастья то, что называется гедонизмом. Гламур, удовольствие, роскошь, деньги, успех, известность и прочая ерунда предлагается в качестве счастьезаменителя.

Это хорошо обыграно в сказке о Пиноккио, где показано, что жизнь на «Острове удовольствий» быстро превращает человека в осла. Миру не нужны люди, которые знают свое вечное имя, которые помнят о своем человеческом достоинстве. Ему нужно окончательно выбить из нас всё человеческое и превратить в ходячую двуногую человечину. В этом и заключается цель мира демонического – превратить нас из богоносцев в трупоносцев. Рано или поздно иллюзия сладкого Диснейленда, конечно же, пройдет, и человек, оставаясь наедине с болезнью, смертью, умиранием и кладбищем, поймет, что мир его подло обманывал, но будет уже поздно.

Для того чтобы не прожить жизнь впустую, бессмысленно и в прямом смысле этого слова убийственно, человек должен умереть для мира, в котором, по слову Иоанна Богослова, живут «похоть плоти, похоть очес и гордость житейская». Это и есть та мертвая вода, которую мы должны выпить перед тем, как обратить свой взор к живой.

Христос ждет от нас перезагрузки. Это и есть покаяние (греч. μετάνοια, «перемена ума», «переосмысление»). Нужно сделать «апгрейд» души, ума и сердца, в результате которого полностью изменятся наши жизненные ценности, приоритеты и установки. И только после этого можно искать живую воду. До этого мы не сможем ощутить ее вкуса.

Эта вода есть благодать Духа Святаго, которая дает человеку непреходящее счастье в динамике его вечного интенсивного роста. Это счастье истинное и настоящее, потому что оно не ограничено рамками земной жизни. В нашем языке нет слов, которые могли бы выразить внутреннее состояние, в котором жили и живут святые. Апостол Павел пишет о том, что «ухо не слышало, око не видело и на ум не приходило человеку то, что Бог приготовил для любящих Его».

Те, кто хотя бы немного пригубил эту живую воду, полностью меняют модус своего существования. Они становятся богоносцами – людьми чести, достоинства, благородства. Их сердца наполняются невыразимой радостью и веселием. Благодать начинает зримо и ощутимо жить в них и руководить ими. В этом суть и смысл той живой воды, которую предложил нам найти в колодце своего сердца Спаситель в беседе с самарянкой.

https://pravoslavie.fm/articles/mertvaya-i-zhivaya-voda-instruktsiya-polzovatelya/
Tags: православие
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments