garden_vlad (garden_vlad) wrote,
garden_vlad
garden_vlad

Дневник обозревателя


Сегодня большой православный праздник - Преображения Господне. Как понять его не только с чисто религиозной (богословской) стороны, но и с более приземлённой, жизненной стороны? 
Как показывает опыт церковной жизни, радикальное изменение индивидуальной человеческой души вполне возможно, но при условии содействия благодати Божией. Об этом ясно свидетельствуют святые и угодники Церкви, которым молятся христиане, хотя сами "рядовые" верующие способны лишь на частичное "преображение" своей грешной природы. В этом отношении некоторые зловредные безбожники любят ёрничать, мол, "не согрешишь - не покаешься". Но что можно с этим поделать? Недалёкие безбожники никак не могут примириться с тем, что человек сам по себе создание падшее и повреждённое (смотрите догмат о "первородном грехе") и самому человеку никак не под силу справиться с этим повреждённым наследием. А потому всякое усовершенствование неразрывно связано с падениями.
Иными словами, я бы так заключил это свое (разумеется) вовсе небогословское рассуждение: для отдельного человека совершенствование и возможно и необходимо. Собственно, к этому призывает и Сам Христос - "Будьте совершенны как Отец ваш Небесный"), однако радикальное "преображение" (лучше сказать - преобразование) человеческой природы доступно немногом избранным.
Относительно же любых общественных систем, обществ, народов, государств и т.д. - по моему мнению - никакое "преображение" или преобразование в принципе невозможно, потому что было сказано однозначно - "мир лежит во зле", и поэтому всякое  радикальное преобразование форм общественной жизни (т.е. революцию) возможно мыслить только в апокалиптических и эсхатологических понятиях. Однако, следует ли из сказанного то, что улучшение общественной жизни вообще невозможно. Конечно же с христианской точки зрения, оно и возможно и желательно, но не как "преображение" (революция), а как постепенное эволюционное усовершенствование общественных форм, строго следующее за усовершенствованием индивидуальных человеческих душ. Говоря словами славянофилов, внешняя правда должна быть отражением и следствием правды внутренней. Кстати, из этого принципа они заключали о безусловном приоритете общества (нации) над государством.
Переходя от этого маленького размышления о сегодняшнем празднике к известной исторической дате, так называемом "путче" в 1991 годе, вспоминается одно крайне неудачное высказывание Солженицына, напрямую увязавшего тогда то трагическое событие с совпавшей с ним датой: мол, вот она "преображенская революция". Всё таки трудно понять "пророка" допустившего такое нелепое - как с христианской, так и с реально политической точки зрения - высказывание. То событие вовсе не было ни с какого боку ни революцией, ни каким-то общественным "преображением". Скорее наоборот, процессы разложения и распада, давно запущенные в совимперии, пошли ещё быстрее и откровеннее. В этом отношении также ошибается и идеолог А.Севастьянов ( http://www.apn.ru/special/article21844.htm ), тоже назвавший те события некоей, чуть ли не "буржуазной революцией" (см. его статью на АПН). Впрочем, это не означает, что я игнорирую или преуменьшаю важную роль тогдашних общест. настроений, но неудача "путча" была предопределена общим ходом имперского распада - русские (какими бы они тогда не были) не пожелали больше нести бремя антирусской империи. Эту истину хорошо осознавали и сами "путчисты", а потому и проявили такую удивительную нерешительность и растерянность - при наличие громадных силовых ресурсов для осуществления своих целей. И они также хорошо понимали, что возвратить прошлое уже невозможно... С чисто же человеческой стороны команда горе-заговорщиков выглядит достаточно прилично и вызывает сочувствие. По моему мнению, их нежелание проливать кровь, их сомнения, и даже "трясущиеся руки" следует записать им в моральном плане в "актив". Главным идеологическим проколом этих совпатриотов было то, что они сделали фальшивую ставку на абстрактную "государственность", игнорируя русский вопрос, несмотря на то что большая часть "путчистов" принадлежали к так называемой "русской партии" в номенклатурной среде. Безнадёжность этой ставки верно отметил и Севастьянов, им бы следовало выступать от имени угнетённого русского народа, сделать открытую ставку на русских, на центральные индустриальные русские регионы, а не на окраины...  Тем не менее, преодолеть свою совимперскую природу они не могли, хотя в узко личном плане многие были вполне порядочными людьми (в рамках своего времени).
Однако неудачу этого злосчастного "путча" связать с промыслительно совпавшим с ним Праздником всё же можно, но совсем не с той стороны с какой это сделал Солженицын. Наша отечественная история ещё раз наглядно засвидетельствовала древнюю христианскую истину - "Не в силе Бог, но в Правде".

Несколько сохранившихся фотографий событий августа 1991 года. Утро 20-ого августа:











Вторая половина дня:









 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments