garden_vlad (garden_vlad) wrote,
garden_vlad
garden_vlad

Дневник обозревателя

Вот и ещё весьма импозантная и знаковая фигура в кругу неформалов позднесоветского времени и перестройки (да и периода постсоветского режима, но уже в ином качестве) уходит из жизни.

Филологист сообщает: http://philologist.livejournal.com/8910797.html#comments

"5 декабря на 70-м году жизни скончался известный исламский деятель Гейдар Джемаль. Об этом сообщается на его странице в фейсбуке. Гейдар Джахидович Джемаль (6 ноября 1947 — 5 декабря 2016, Москва) — председатель Исламского комитета России; сопредседатель и член президиума Общероссийского общественного движения «Российское исламское наследие»; постоянный член Организации Исламо-арабская народная конференция (ОИАНК); один из инициаторов создания и член координационного совета Левого фронта России. Принимал участие в Маршах несогласных."

От себя замечу, что последний период жизни Джемаля в качестве исламского традиционалиста (и даже аналитика) намного менее интересен чем его советское и перестроечное прошлое, в котором он по слухам (и довольно упорным) был связан с весьма экзотическим оккультизмом. Впрочем, также как и Дугин, да и многие другие как из национал-патриотических кругов, так и иных неформальных и диссидентских направлений.
В поздний период советского периода их (т.е. оккультистов разных мастей) было немало в неформальных структурах.

Эксклюзив из поста либерала Филологиста, которому кстати тоже присущ весьма странный интерес к масоно-оккультистским учениям (судя по его блогу):

"В 1979 году установил связи с исламскими кругами в Таджикской ССР. В то же время наряду с философом А.Г. Дугиным вступил в эзотерический кружок «Чёрный орден SS», группировавшийся вокруг Евгения Головина. Был участником знаменитого южинского кружка - он же «мамлеевский кружок» — неформальный литературный и оккультный клуб, первоначально собиравшийся на квартире писателя Юрия Мамлеева, расположенной в доме по Южинскому переулку. Считается, что собрания Южинского кружка оказали существенное влияние на идеологию и взгляды многих впоследствии известных российских гуманитариев. После высылки из страны самого Мамлеева кружок продолжил свои собрания на той же квартире и продолжил своё существование до начала 1990-х годов".
Ну и т.д.
Где-то в начале перестройки Джемаль с Дугиным вступили в "Память" Дмитрия Васильева, который очень любил разные экзотические ритуалы, правда с преимущественно "православным" трендом.

Между прочим об их увлечении тёмным оккультизмом говорили ещё во времена ранней перестройки в структурах, отколовшихся от "Памяти" Дмитрия Васильева.

Чем это можно объяснить без больших философий?
- По моему частному мнению это было следствием необычайно омертвелой, смертельно скучной и убийственно пустопорожней эпохи позднего брежневизма. До какой степени унылой была эта эпоха современное постсоветское поколение не может даже себе представить! По факту идеология была полностью мертва и вся внешняя советская жизнь состояла из презираемых и пустых, но неукоснительно требуемых советско-партийных ритуалов (ходить на собрания, писать соцобязательства, и вообще соблюдать все требуемые формальности).
Эта убийственная атмосфера всеобщей скуки закономерным образом вызывала в среде более или менее пассионарно-ищущей стремление к другой крайности - стремление выработать какие-то иные и якобы содержательные ритуалы, какие то "свои" неформальные и тайные разновидности "своей" избранной общественности. Все многочисленные неформальные структуры "патриотического", "демократического", оккультного и иного свойства зародились ещё в недрах позднего брежневизма, ибо в противном случае будет совершенно невозможным объяснить факт внезапного появления этих многочисленных структур в момент объявления Горбачёвым своей перестройки (который по сути дела легализовал лишь то, что уже давно существовало внутри общественного организма).
Эту тему следовало бы развить более обстоятельно, однако лучше её поручить социальным психологам.
Касательно же увлечения обществом оккультизмом (или подобных ритуальных подражаний ему), то можно предположить, что такое увлечение является одним из верных признаков полного застойного тупика всякого существующего режима, сокрушительная перестройка и катастройка которого уже не за горами.

PS:
Вспоминается один характерный эпизод из времени перестройки.
В субботу 13 августа 1988г. состоялся сходняк национально-патриотической общественности под эгидой "Памяти" Д.Д. Васильева. Как всегда сначала прошёл патриотический субботник по уборке территории исторического монастыря, а затем состоялся довольно многочисленный митинг недалеко от гл. большого храма. Было ли согласовано это мероприятие или нет - неведомо. Но по сложившейся во время перестройки традиции тогдашняя территория Донского монастыря была излюбленным местом тусовок патриотов разных направлений.
В целом (по-факту) власти уже не препятствовали подобным мероприятиям, не то что в наше "демократическое" время.
Среди выступавших на митинге запомнились выступления Дугина и Гейдара Джемаля. Дугин как всегда говорил красиво, но не очень понятно. Вообщем нечто о духовности и (это обязательно!) о масонах. Запомнилось: когда при выступлении Дугина кто то из задних рядов пытался задать вопрос оратору, то бдительный "Дим Димыч" резко отреагировал: "Никаких вопросов! Здесь не дискуссия!"

Затем выступал Джемаль (т.с. мусульманская фракция "Памяти"). Речь его была посвещена "тёмным силам", которые пытаются разрушить государство. Много говорил об экологии и "протоколах сионских мудрецов". Однако главным его лейт-мотивом выступления был призыв к объединению ислама и православия против тёмных сил и кстати очень хвалил Империю, которая так хорошо подходит для русских баранов.

- Следует заметить, что отвечая Джемалю Дмитрий Васильев решительно отверг его идею об объединении двух религий и осудил это как проявление экуменизма, а потому - "возможно лишь культурно-национальное сотрудничество перед лицом общего врага".
(Впрочем, Джемаль скоро покинет "Память" и пойдёт своим оккультным путём.)


Tags: историческая память, перестройка и её последствия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments