https://www.gazeta.ru/comments/2016/10/30_a_10293293.shtml#page6
В основе их:
"В стратегическом плане власть сегодня проигрывает. Ее основная стратегия — раз все наши оппоненты слабы, мы их будем и дальше давить и ждать, пока проблемы сами собой рассосутся. Во власти хватает сегодня теоретиков, которые уверены, что так они смогут продержаться до 2030–2035 годов.
— Вам такая стратегия кажется ошибочной?
— Я склонен полагать, что политическая ситуация в России кардинально переменится в течение ближайших двух лет. И, похоже, перемены начнутся именно в 17-м году. Дело здесь не в магии чисел, не в том, что это столетний юбилей — это всего лишь совпадение. Для этого прогноза есть некоторые основания.
Мы находимся накануне кардинального разворота массового сознания»
— Какие? Если оппозиция слаба и новых лиц и новых идей, как показали последние выборы, не видно, почему что-то должно измениться в 17–18-м годах? Напротив, судя по недавним прогнозам Минэкономразвития, которое обещает нам 20 лет стагнации, власть рассчитывает продержаться как минимум до 2035 года.
— Если уж мы говорим, что все сегодня находится в руках власти, нельзя забывать, что власть, у которой нет конкурентов, обязательно начинает совершать ошибку за ошибкой. Плюс общая ситуация поджимает: ресурсы у страны заканчиваются, нарастает недовольство. Одно дело, когда вы терпите год или два. А когда вам дают понять, да вы и сами «нутром» чувствуете, что придется терпеть всю жизнь (20 лет стагнации, что потом?), ваше мироощущение начинает меняться.
И вы вдруг понимаете, что терять-то вам уже нечего. Вы и так уже, оказывается, все потеряли. Так чем черт не шутит — может, лучше перемены?
Социологи, которые занимаются качественными исследованиями, говорят, что мы находимся накануне кардинального разворота массового сознания, который будет очень масштабным и глубоким. И это разворот в сторону от лояльности власти. Похожую ситуацию мы переживали на рубеже 80–90-х годов прошлого века, перед крушением СССР. Потому что сначала революции происходят в головах. Это даже не готовность людей выступать против власти. Это неготовность считать ее властью, которая заслуживает подчинения и уважения, — то, что называют потерей легитимности.
— Ваши прогнозы часто сбываются… Хотя совпадение дат — а вы предрекаете начало перемен в 2017 году — пугает. Не хотелось бы ни нового 1917-го, ни нового Ленина, который может подобрать власть и повергнуть нашу страну опять в какую-то жуть.
— Теоретически этого, конечно, исключить нельзя. Однако не стоит недооценивать здравый смысл и сдержанность общества. Даже разгневанного общества. У русских чрезвычайно большой негативный опыт.
Наши люди очень боятся перемен. Их надо долго-долго бить по головам, чтобы они пришли к мысли, что перемены лучше, чем сохранение власти.
Это первое. Второе — кровавые масштабные эксцессы происходят обычно там, где велика доля молодежи. Россия к числу этих стран совершенно точно не относится. И потом, если уж у нас в 90-е годы, когда экономическая и социальная ситуация была намного хуже, чем сейчас, гражданская война не началась и фашисты к власти не пришли, то сегодня шансы подобного развития событий исчезающе малы. Но власть на этом страхе очень успешно играет. И внутри страны, и вовне. Я часто замечаю, как провластные эксперты посылают один и тот же сигнал западным коллегам: а вы знаете, что может прийти человек, который будет опаснее и хуже Путина? И я вижу, как западная сторона начинает задумываться."
PS:
- вот только проф. В. Соловей ясно не раскрывает нам термин "оппозиция", и в этом умолчании несомненно кроется лукавство. Да и сам термин "средний класс" нуждается в более точном "классовом" раскрытии (каков его реальный удельный вес в социуме, каковы его мотивации, насколько он социально разнороден и т.д.).
Трудно согласиться также и с его уверениями, что грядущие потрясения, несмотря на свою глубину, не будут "кровавыми". Мол, якобы молодёжи у нас мало. Но всякое коренное переустройство общества с заменой правящего слоя неизбежно вызовет ответную реакцию в самых различных частях громадной и крайне регионально разнородной страны.
Например, любое ослабление властной вертикали, - а в случае смены правящего слоя это произойдёт обязательно, - сразу же стимулирует развитие мощных центробежных сил, - Кавказ, Татарстан, Екатеринбург, Сибирь и т.д.
Следовательно, сразу же встанет вопрос о восстановлении единства страны, но каким образом его осуществлять? - Одними "либеральными" уговорами и взаимными "договорами" (ведь денежных и силовых ресурсов уже не будет)? - Но такие вопросы Соловья видимо не интересуют и даже в голову не приходят.
Далее: реальная оппозиция, которая может ныне сменить правящий слой (естественно с поддержкой Запада), это радикальные западники-либералы, которые давно себя дискредитировали и никогда не смогут получить тот необходимый аванс доверия, чтобы решиться на какие то серьёзные преобразования. Второй вариант модернизированной реанимации "Ельцина-Гайдара" уже не прокатит.
Системно исправить положение в условиях уже свершившихся больших потрясений сможет только какой-нибудь условный "бонапарт" с совершенно иными идеологическими и ресурсными мотивациями (уже полностью вне-советскими), но ЭТО уже будет совсем другая история (по ту сторону как "либералов", так и "патриотов") ...