garden_vlad (garden_vlad) wrote,
garden_vlad
garden_vlad

Categories:

Fac quod debes, fiat quod fiet

Из архива ЖЖ - http://w56u0010.livejournal.com/915.html

Fac quod debes, fiat quod fiet- Делай что должно и будь, что будет!
Но вот кто-то считает, что Fac quod debes не годится, так как debere без прямого дополнения значит только "быть в долгу (денежном)". Поэтому надо или добавить дополнение -- Fac quod debes facere, или взять другое готовое изречение: age quod agis.
Кто-то считает, что это старинный рыцарский девиз времен сэра Томаса Мэлори.
Другие приписывают эту фразу Катону Старшему, Марку Аврелию, Льву Толстому, считают французской поговоркой и одним и принципов Карма-йоги.
Третьи утверждают, что это слова Авраама из латинского перевода Библии
Возможно была другая, более точная фраза: "Делай что должен и случится чему суждено"
Она наиболее известна по трудам Марка Аврелия.
Однако приписывается также царю Соломону и некоторым другим персонажам истории/религии.
Некоторые уверяют, что это фраза из старинной французской песни, следовательно, латинского оригинала нет. Вот французский текст:

Fais ce que dois – adviegne que peut
Или даже Fais ce que dois, advienne que pourra.
По-латыни предлагается и другой вариант - Fac officium, Deus providebit.
Выполняй долг и Бог снабдит. (моё прим. - однако по русски это может звучать и так: на Бога надейся, а сам не плошай?)

Английский:
Do your duty, come what may
(Делаи что должен и случится что может )
или
Use the means, and God will give the blessing.
(используй все средства и Творцец благословит)

Американец возможно, скажет:
Do your duty, come what may
Это может переводиться так: "Выполняй свой долг и пусть будет что будет.

Немецкий:
Tu’ deine Pflicht! Gott wird schon sorgen.

Иврит:
עשה את אשר עליך ויהיה אשר יהיה

NB:

Маленькое дополнение к тексту.

Пожалуй эта максима (нравственный принцип) особенно характерна для христианства. Исполнение Божьих (абсолютных) заповедей, не взирая на лица (человеков и их заботы). В частности: И так не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем, довольно для каждого дня своей злобы.
Матф. 6, 34. (Можно сказать по другому: стремись к высшим ценностям, а земные заботы приложатся сами.)

Народная максима: помирать собираешься, а хлебушек сей (т.е. делай что должно "сейчас и здесь", не взирая на последствия).
Интересно было бы выяснить, а как соотносится с этим принципом знаменитый "категорический императив" И. Канта? - Просто и наглядно об этом сказано на одном сайте:
Учение Канта о категорическом императиве.

Иммануил Кант (1724-1804), родоначальник немецкой классической философии. Родился, учился и работал в Кенигсберге, где в 1755-1770 годах был доцентом, а в 1770-1796 годах - профессором университета.

Человек по Канту, есть высшая ценность. У каждого человека есть свое достоинство. Он оберегает свое достоинство. Но он должен понимать, что достоинство другого человека есть, следовательно, тоже высшая ценность. Человек обладает свободой выбора поступка. Поступки людей оцениваютс с позиций категорий добра и зла.

Есть ли во внешнем мире образец, эталон добра? Есть ли конкретная личность как носитель этого эталона? Нет такой личности. Но почему же мы имеем представление о добре и зле? Это понятие нам дано свыше. Наше нравственное сознание неизбежно приходит к выводу, что есть Бог как символ нравственного идеала.

Исходя из этих двух положений (человек есть высшая ценность, а Бог есть символ нравственного идеала), Кант формулирует свой нравственный закон, который должен регулировать нравственные отношения между людьми. Этот закон носит название категорический императив (предписание). Суть его в следующем:

поступай так, чтобы правило твоей воли могло иметь силу принципа всеобщего законодательства; такое правило должно распространятся на всех, в том числе и на тебя;
относится к другим людям надо также, какого отношения ты ждешь к своей персоне;
к человеку нельзя относится как к средству для решения своих интересов.


По сути дела, трактовка максимы имеет два варианта: 1. с точки зрения абсолюта - Бога, т.е. высшей сверхчеловеческой ценности и 2. с точки зрения абстрактного общечеловека, превращённого в философского "бога".
Кант как философ является гл. основателем европейского гуманизма, но именно на его определениях "должного" хорошо выявляется вся фальшь этого "слишком человеческого" гуманизма.
- Потому что в реальности никакого абстрактного человека никогда не существовало, а у каждого конкретного субъекта (семьи, класса, нации и т.д.) имеется только своё "должное", сугубо произвольное и относительное.

Следовательно единственно правильным пониманием максимы о должном может быть только христианское понимание.

Subscribe

  • Миграция и Русский вопрос

    Пока идут в инфо-пространстве пустопорожние разговоры "про войну", власти продолжают проводить свою самоубийственную миграционную политику,…

  • В этот день 13 лет назад

    Этот пост был опубликован 13 лет назад!

  • Дневник обозревателя

    Drang nach Süden Никак не могу вспомнить, кому принадлежат из великих слова о том, что: история это вовсе не то, что пишут о ней историки, а это…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments