Сегодня большой православный праздник. В "Законе Божием" читаем: "В первое воскресение Великого поста совершается так называемое "торжество православия", установленное при царице Феодоре в 842г. в память восстановления почитания Св. Икон".
http://fond.mirspas-nn.ru/view_propovedi.php?id=17
Иными словами, праздник в честь победы над иконоборческой ересью, поразившей Византию со времени имп. Льва3 Исаврянина (издавшим в 726г Указ о запрете иконопочитания). Ересь эта была опасной не только с точки зрения чисто богословской (здесь она могла выглядеть чем-то вроде ответной реакции на чрезмерное почитание реликвий), но также и в опосредствованном общественно-политическом виде. Лев Исаврянин к светскому титулу императора стал добавлять самозванную священническую функцию "иерея", т.е. стал ставить себя выше Церкви, что означало возвращение к дохристианской сакрализации государства. Вследствие этого узаконивался византийский цезарепапизм и получала своеобразную санкцию ересь царебожества. Но главное негативное последствие иконоборчества заключалось в том, что отрицая законность воплощения духовных символов, ересь не только подвергала сомнению важнейший христианский догмат Боговоплощения, но лишала христиан возможности всякого творческого развития не только в чисто духовной сфере, но и в материальной. Иными словами, если бы победила эта ересь, и безусловно талантливый полководец и доблестный воин Лев Исаврянин смог бы победить мусульман ещё в 8 веке, то на просторах Востока образовался бы некий квазихристианский мир, по своим культурно-общественным характеристикам мало отличающимся от мира исламского. В нём господствавала бы таже восточная однородность неподвижности, самодовольства и рутины, как и у поверженных врагов. Лев Исаврянин соблазнился богоборческой идеей победить мусульманского дракона его же духовными приёмами, но победив, он сам бы превратился в такого же дракона.
Повидимому, также и поэтому Промысел Божий не попустил православной Византии, несмотря на всё её военное мужество, одолеть "агарян".