Особенно это касается коллективизации 1929-32гг и последующей индустриализации. В одночасье (по историческим и человеческим меркам) десятки миллионов крестьян, т.е. 85% русского населения, были превращены в сельскохозяйственных и индустриальных рабов, а миллионы лучших крестьян ("кулаков") были отправлены на вымирание в Сибирь.
Известный объективный исследователь репрессий corporatelie приводит документальный материал, показывающий подлинные размеры смертности, высланных крестьянских семей: http://corporatelie.livejournal.com/130381.html#comments
"Смертность выселенных крестьян в Северном крае с конца февраля по 1 декабря 1930 г.
Источник: Докладная записка ОГПУ от 9 февраля 1931 г. о высланных кулаках 2-й категории. Государственный архив Российской Федерации.Ф-Р.9414.Оп.1.Д.1943.Л.107.
Соответственно, с февраля 1930 г. по 1 декабря 1930 г. в Севкрае, под данным ОГПУ, из 126 095 человек умерло 21 213. Что составило 16,8% от общего количества выселенных. Фактически, менее чем за год в Севкрае из группы депортированных в более чем 120 тыс. человек погиб каждый пятый депортированный. Любой человек, имеющий хотя бы самое рудиментарное представление о медицинской статистике и коэффициентах смертности должен отдавать себе совершенно трезвый отчет, что означает годовой коэффициент смертности почти в 17% для 120 тыс. группы людей в невоюющей и формально неголодающей стране, которая уже давно восстановилась после разрухи Первой мировой и Гражданской войн. Отчего возникали подобные индексы дает представление, допустим, вот этот документ.
Возможные возражения могут строиться на вольном допущении "нерепрезентативности" демографической ситуации Севкрая для 1930 г. Якобы, это некий частный, выдернутый из контекста "эксцесс и перегиб", а остальным кулакам было "хорошо", ну или не так плохо.
Однако, Севкрай для "кулацкой ссылки" 1930 г.- это самый что ни на есть репрезентативный регион. Поскольку основной поток депортации концентрировался в 1930 г. именно в Северном Краю. Этот тезис легко доказывается анализом той же докладной записки и массы альтернативных архивных источников из ГА РФа и региональных архивов. Северный край, в состав которого в 1929-1936 гг. входили Коми автономная (с 1936 г. - Коми АССР, с 1991 г. - Республика Коми), Архангельская и Вологодская области, был первым и крупнейшим регионом, куда депортировали раскулаченных. На втором месте в 1930 г. стоял Урал (где тоже все было очень печально в эти годы), а лишь затем все остальные регионы (включая и Сибирь, где также везде фиксировалась сверхсмертность, иногда катастрофическая).
На мой субъективный взгляд, анализ прямых демографических потерь первых, самых тяжелых, но в то же время наиболее слабо исследованных в этом аспекте годов спецссылки (1930-1931 гг.), помимо, собственно, исторической задачи- установления реального числа погибших в самый кризисный период существования системы спецпоселков- также помогает избегать ныне модных спекуляций на тему раскулачивания в апологетическом и "релятивистском" духе. Очищает сознание от манипуляций в ту или иную сторону.
Если в годы перестройки и гласности массовым сознанием владела магия "антисоветских" завышенных цифр, то сейчас, по законам социальной реакции, появляются точно такие же не очень компетентные пропаганидсты с обратным идеологическим знаком, апеллирующие к "заниженным" цифрам или просто сыпящие макроисторическими обобщениями без всяких цифр, но с "единственно верным" идеологическим посылом. Слабо зная пресловутую материальную часть, откровенно плохо себе представляя корпус источников по проблеме, они, меж тем, свято уверены в том, что с депортированными ничего особенно страшного не происходило, комфортно игнорируя первые годы спецссылки и "рационализируя" ее более поздним временем (концом 1930-х), когда положение ссыльных, действительно, относительно улучшилось- люди попросту кое-как обжились, а власти пошли на некоторое смягчение режима и льготы для спецпереселенцев .
То что подобные пропагандитские приемы являются, мягко говоря, некорректными и ничуть не более правильными, чем практикуемые некоторыми бичуемыми "антисоветчиками" парадигмы критики советской репрессивной политики, никого не волнует.
Общественным сознанием все больше овладевают "про-советские" заниженные "цифры" и "голословные тезисы" ( без ссылок на аутентичные архивные данные)."
- Таким образом, если в год число вымерших достигало 20%, то за три-четыре года вымирало до половины высланных. Неудивительно, что в разговоре с Черчиллем Сталин с ужасом признал потери от коллективизации в десять миллионов.
("Россия в 20-ом веке" Ю.Е. Изместьев, изд. Перекличка, Нью-Йорк 1990г., стр.281)