garden_vlad (garden_vlad) wrote,
garden_vlad
garden_vlad

Categories:

Дневник обозревателя

Интересные особенности сталинской индустриализации раскрыл в своём посте Девол - http://users.livejournal.com/_devol_/1057939.html

Выдержка из поста:

"Почему за базис для индустриализации в СССР Добрыми Людьми была взята американская модель? Ответ прост: США были не только самой передовой индустриальной нацией на планете, но и единственными, кто мог в краткие сроки поставить модульные, т.п. типовые предприятия с типовыми технологиями конвейерного, т.е. массового производства типовых и уже хорошо отработанных моделей. Немцы делали великолепные агрегаты, например, прессовое оборудование, хорошие прошивочные станы и так далее, но не имели опыта быстрого строительства типовых заводов (хотя во время Второй мировой войны кое-что у них получалось неплохо). Про англичан, французов, скандинавов и т.п. даже говорить смысла нет. Но были и подводные камни.

США завезли, распаковали и построили за буквально пару лет (1929-1931 годы) в СовДепе сразу три гигантских тракторных завода - Сталинградский (СТЗ), Харьковский (ХТЗ) и Челябинский (ЧТЗ). На этом месте советские полпотовцы устраивают пляски блох - мол, "весь мир в удивлении раззявил рты", но не стоит этим увлекаться. Для американцев ничего сложного в этом не было, ровно также они в 1917-1918 годах завезли и развернули в Великобритании сразу два тракторных завода.

В стране победивших сталинистов англо-саксы на своих заводах нового ничего не придумывали и производили силами папуасов собственные, хорошо зарекомендовавшие себя модели (не представлявшие сложности в производстве). На СТЗ и ХТЗ - трактор СТЗ-1 (СХТЗ 15/30), который был клоном колесного трактора McCormick-Deering 15-30, выпускавшегося в США в Висконсине в 1922-1934 годах фирмой International Harvester Company. Всего в СССР наклепали до 390 тысяч СХТЗ. На ЧТЗ вместо колесных тракторов начали выпуск с гусеничных - С-60 "Сталинец" (1933-1937) и С-65 (1937-1941). Эти тракторы, как не сложно догадаться, были клонами трактора компании Catarpillar - Caterpillar Sixty. Впрочем, что удивляться, если за пуск тракторых заводов в СССР орденами Ленина награждались американцы, а инженер Эдвард Терри вообще был главным инженером ЧТЗ. Смеха ради французы в 1937 году даже дали совкам за С-65 Гран-При выставки в Париже (кстати, с 1937 года на выпуск гусеничных тракторов, а также тягачей перешли СТЗ и ХТЗ)."

PS:

Безусловно, сталинская индустриализация была слепым копированием западных технологий, т.е. завозом готовых заводов и их последующей сборкой. В мобилизационной экономике ничего иного не могло быть в принципе. Никаких творческих потенций в сталинской рабовладельческой модели не имелось изначально. Однако она успешно выполнила свою социологическую программу - из оставшегося аграрного населения бывшей РИ в кратчайшие исторические сроки был создан другой народ, приспособленный пассивно существовать только в условиях индустриально-урбанистического мира. Например, сейчас почти под корень уничтожена сталинская индустрия, но оставшееся население так и осталось в промежуточно-маргинальном состоянии. И назад уже возвратиться невозможно, и вперёд идти не имеется жизненных сил. Но такова суровая плата за все чрезвычайные мобилизационные скачки. Они всегда подрывают силы народа, деморализуют и парализуют волю к жизни.
Tags: цена индустриализации
Subscribe

  • Родные корни воинствующей неосоветчины

    Инфернальное дно мамлеевщины по сути дела является закономерным последствием морального краха советского проекта по созданию «нового человека». В…

  • Познавательно

    Владимир Селиванов 18 окт в 9:29 18 октября 1935 года с башен Московского Кремля сняты последние Имперские двуглавые…

  • Мерзость запустения

    Новость дня: В московском районе Ясенево открыли памятник советскому государственному деятелю, основателю и руководителю ВЧК (Всероссийской…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments