Выдержка из поста:
"Почему за базис для индустриализации в СССР Добрыми Людьми была взята американская модель? Ответ прост: США были не только самой передовой индустриальной нацией на планете, но и единственными, кто мог в краткие сроки поставить модульные, т.п. типовые предприятия с типовыми технологиями конвейерного, т.е. массового производства типовых и уже хорошо отработанных моделей. Немцы делали великолепные агрегаты, например, прессовое оборудование, хорошие прошивочные станы и так далее, но не имели опыта быстрого строительства типовых заводов (хотя во время Второй мировой войны кое-что у них получалось неплохо). Про англичан, французов, скандинавов и т.п. даже говорить смысла нет. Но были и подводные камни.
США завезли, распаковали и построили за буквально пару лет (1929-1931 годы) в СовДепе сразу три гигантских тракторных завода - Сталинградский (СТЗ), Харьковский (ХТЗ) и Челябинский (ЧТЗ). На этом месте советские полпотовцы устраивают пляски блох - мол, "весь мир в удивлении раззявил рты", но не стоит этим увлекаться. Для американцев ничего сложного в этом не было, ровно также они в 1917-1918 годах завезли и развернули в Великобритании сразу два тракторных завода.
В стране победивших сталинистов англо-саксы на своих заводах нового ничего не придумывали и производили силами папуасов собственные, хорошо зарекомендовавшие себя модели (не представлявшие сложности в производстве). На СТЗ и ХТЗ - трактор СТЗ-1 (СХТЗ 15/30), который был клоном колесного трактора McCormick-Deering 15-30, выпускавшегося в США в Висконсине в 1922-1934 годах фирмой International Harvester Company. Всего в СССР наклепали до 390 тысяч СХТЗ. На ЧТЗ вместо колесных тракторов начали выпуск с гусеничных - С-60 "Сталинец" (1933-1937) и С-65 (1937-1941). Эти тракторы, как не сложно догадаться, были клонами трактора компании Catarpillar - Caterpillar Sixty. Впрочем, что удивляться, если за пуск тракторых заводов в СССР орденами Ленина награждались американцы, а инженер Эдвард Терри вообще был главным инженером ЧТЗ. Смеха ради французы в 1937 году даже дали совкам за С-65 Гран-При выставки в Париже (кстати, с 1937 года на выпуск гусеничных тракторов, а также тягачей перешли СТЗ и ХТЗ)."
PS:
Безусловно, сталинская индустриализация была слепым копированием западных технологий, т.е. завозом готовых заводов и их последующей сборкой. В мобилизационной экономике ничего иного не могло быть в принципе. Никаких творческих потенций в сталинской рабовладельческой модели не имелось изначально. Однако она успешно выполнила свою социологическую программу - из оставшегося аграрного населения бывшей РИ в кратчайшие исторические сроки был создан другой народ, приспособленный пассивно существовать только в условиях индустриально-урбанистического мира. Например, сейчас почти под корень уничтожена сталинская индустрия, но оставшееся население так и осталось в промежуточно-маргинальном состоянии. И назад уже возвратиться невозможно, и вперёд идти не имеется жизненных сил. Но такова суровая плата за все чрезвычайные мобилизационные скачки. Они всегда подрывают силы народа, деморализуют и парализуют волю к жизни.