garden_vlad (garden_vlad) wrote,
garden_vlad
garden_vlad

Дневник обозревателя

Совершенно новую и интересную интерпретацию первоначальной истории Руси даёт историк Сергей Цветков - http://pereformat.ru/tsvetkov/
Главный акцент становления русской государственности он делает не на Новгороде с легендой "о призвании варягов", но на влиянии двух факторов: Причерноморской Руси и влиянии "светлых князей", клонящейся к упадку Великой Моравии (822 - 907гг). Очень правдоподобную и обоснованную картину влияния этих двух факторов (южного и западного) он дал в книге "Начала русской истории" - очень хорошо написана, легко читается, можно сказать, образец популярно-научной литературы.
Насколько понял, влияние на становление государственности северной, Новгородской Руси было вторичным - кстати, она никогда Русью и не называлась, несмотря на так называемую легенду о призвании Рюрика. Новгородцы всегда именовали себя просто "словенами", хотя именно они были ближе всего к скандинавскому Северу.
По исторической концепции Цветкова реальными (достоверно известными) первыми князьями Киевского Руси была два моравских Олега (Олег Вещий и Олег2). Почему они появились в тогда ещё достаточно провинциальном городке Среднего Поднепровья? - По очень простой причине. К началу 10 века Моравия стала клониться к упадку (после переселения в правобережное Подунавье венгерской орды). Под натиском венгров "светлые" моравские князья "русского рода" стали выбирать более надёжное убежище на границах бывшей Моравии (т.е. в Прикарпатье). Естественно, Киев оказался для них местом более подходящим, правда пришлось выгнать других конкурентов из Причерноморской Руси (легенда об Аскольде и Дире).
А что из себя представляла Причерноморская Русь? - По великому, проверенному и древнему "янтарному пути" из южного вендского (также и из острова Рюген-Руяна) побережья Балтики сюда, в устье Дуная и Причерноморья, съезжалось славяно-вендское "казачество" (их разбойничьи подвиги, в хорошем смысле слова, вынудили Византию заключить с ними договор в 860г). Этноним "росы" был отражён в архивах Константинополя как наименование этой казаческой вольницы.
Таким образом, можно считать установленным, что этноним Русь, русы, росы - пришёл к первой колыбели русской государственности с двух гл. направлений: с южной (Таврия, Причерноморье) и центрально-европейской (т.е. из среднего Подунавья, В. Моравии и Прикарпатья). Старые выводы акад. О.Н. Трубачёва и А.Г. Кузьмина находят полное подтверждение.
Но ещё более интересным следует считать церковно-христианское влияние, которое проникало на "Русскую землю" в первоначальном виде преимущественно с Запада, по-видимому через Моравию. Как известно, христианские церкви в Киеве существовали задолго до Крещения и в отличие от вендов южной Балтики и новгородцев («словене ильменские», но по сути те же венды) киевляне были издавна восприимчивы к христианству, но однако не к византийскому типу, а к западно-римскому. Об этом остаточном влиянии красноречиво свидетельствуют заимствования многих чисто западных церковных терминов.
Так, например, "Е.Е. Голубинский, один крупнейших историков XIX в., ... считал, что и Ольга, и Владимир были крещены варягами, и первоначально христианская община Киева находилась в юрисдикции Рима, а не Константинополя".
Однако, "ряд историков, отрицая ведущую роль в христианизации Руси варягов (что справедливо!), трансформировали «скандинавскую» версию в «римскую»: М. Таубе указал на такие заимствования из латино-германского церковного лексикона как церковь, алтарь, агнец, поп, пастырь. М.Н. Тихомиров считал подтверждением западного влияния такую форму материального обеспечения церкви в Древней Руси, как десятина, чуждую для Византии. По мнению А.В. Назаренко приезд в Киев в 961 г. епископа Адальберта говорит об устойчивом интересе на Руси к западной церкви". - http://rostoveparhia.ru/stati/10564/

Итак, какие идеологические выводы можно сделать из новой исторической концепции?-
Фактически, государство Киевская Русь (Русская земля) образовалась не в результате какого-то инородного северно-скандинавского влияния, но исключительно в русле общеславянского развития государственности. В ПВЛ не случайно всё время делается упорный и настойчивый акцент на Норик, Иллирию, Дунай и Подунавье как первородину славян.
Русская государственность являлась логическим продолжением общеславянской схемы развития государственности в центральной Европе: Первая фаза - государство Само 623-658гг; вторая фаза - Великая Моравия, славянское государство, существовавшее в 822—907 годах на Среднем Дунае, и наконец третья фаза - "Русская земля" (Киевская Русь), образованная на границе 9-10 веков.
Однако общим активным и организующим субстратом русской государственности оказались "русские" (русы или росы) южного вендского Поморья. Сами они не смогли создать самостоятельной государственности, потерпев поражение в конкурентной борьбе с немцами, однако их предприимчивое влияние отразилось как в строительстве Киевской Руси, так и в развитии новгородских "словен"-вендов.
Tags: идеология, национальное самопознание
Subscribe

  • Дневник обозревателя

    Подведём теперь итоги. Мнения различные медиа-ресурсов по узбекскому проекту. Подборка ТК Тайная канцелярия -…

  • Дневник обозревателя

    А вот и относительно хорошая новость (на фоне других, не столь хороших). https://t.me/rightcourse/49076 [Переслано из Афанасьев] Помните историю…

  • Дневник обозревателя

    Самое главное во вчерашней передаче Ивана Миронова на радио КП слушать на 36 минуте. Как бы не относиться к этому деятелю, но поднятие этой страшной…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments